ИСКУССТВО: ОТ ИДЕИ ДО ВЫСТАВКИ
В марте-апреле 2022 года классные часы учащихся 5 «В» класса МАОУ «Лицей №4» были особенно творчески насыщенными. Ребята ходили в галерею и участвовали в дискуссиях, а ещё каждый получил возможность приобщиться к созданию авторских арт-объектов.
Погружение
«Арт-класс» – это образовательный проект редакции «Перемена-Пермь», нацеленный на знакомство детей с искусством «изнутри». Программа состояла из 12 занятий. Каждый четверг организатор проекта Яна Азанова готовила для пятиклассников что-то интересное:
– В целом школьники имеют общее представление об искусстве: они посещают выставки, ходят на спектакли и читают художественную литературу. Нашей задачей было показать детям, что искусство можно не только воспринимать, но и создавать самостоятельно. А для этого надо уметь находить источники вдохновения и подмечать нечто важное и необычное в своей жизни и вокруг себя.
Ребята дважды посетили Пермскую галерею. В первый раз онипосмотрели выставку «Чёрно-белое расследование», а во второй – пообщались сорганизаторами этой выставки, узнали о нюансах проведения арт-мероприятий и попробовали сделать композицию из предложенных предметов. Кроме того, юные искусствоведы поучаствовали в мастер-классе по фотографии и узнали, в каком случае фотографический снимок становится объектом искусства.
Разработка концепции
Прежде чем приступить к созданию арт-объектов, учеников разделили на четыре группы по 7-9 человек. Лицеистам предложили написать по итогам прошедших вводных занятий о том, как они понимают искусство и что онодля нихзначит. «Природа», «чувства», «город» и другие слова, которые так или иначе связаны с дальнейшими творческими размышлениями, помогли командам определиться с темой своего итогового проекта. Обсуждение завершилось, и ребята сконцентрировались на изготовлении домашних животных из подручных материалов, архитектурном макете экологичного квартала, концептуальном сердце и роботе, рассказывающем о местных арт-объектах. Кроме того, был и индивидуальный проект робота-помощника. На подготовку всех работ ушёл почти месяц. На занятиях дети обсуждали эскизы, подбирали материалы и готовили макеты. Многое пришлось доделывать дома: команды собирались в гостях друг у друга и продолжали клеить и измерять, а также готовить отчётное выступление.
Защита проектов
Презентация детских проектов состоялась 30 апреля в арт-пространстве «Другие круги», которое находится по соседству с Центральным выставочным заломи является его подразделением. Творческие работы были выставлены на пьедесталы, а рядом были размещены фотопортреты участников и плакаты, подготовленные ребятами. В зале расставили стулья в несколько рядов для родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестёр.
Команды выходили по очереди, рассказывали об особенностях изготовления своего произведения искусства и демонстрировали его возможности. Одна из презентаций превратилась в настоящий перформанс. Ребята представили объёмное сердце, сделанное при помощи 3D-ручки, а гостям предложили написать на выданных цветных стикерах, что такое любовь, и приклеить этот интерактивный элемент на арт-объект.
– Для нас искусство многое значит, – начали презентацию ученики. – Наша команда вложила в этот проект много любви и усилий, а теперь мы хотим поделиться частичкой нашей души с вами.
Мероприятие закончилось обменом мнениями: дети поделились, что им запомнилось больше всего. Классный руководитель Яна Васильевна Шаламова поблагодарила учеников за прекрасные работы, а родителей – за поддержку и включённость во внеклассные занятия. Взрослые высоко оценили пользу «Арт-класса»: кроме погружения в основы искусства, занятия научили ребят эффективно взаимодействовать, организовывать своё время и принимать самостоятельные решения.
Ирина Кучумова