Владимирские: полвека в гимназии

13 декабря 2019 , 08:41

В 1953 году начала работать школа №97. В 2000 году она получила новый статус и стала гимназией №5. Накануне юбилея образовательного учреждения мы расскажем об одной из интереснейших семей, чьи представители учились в нём, – о династии Владимирских.

 

Чем же она так интересна? Рассказывает директор гимназии №5 Елена Андреева Москалёва: «Семья Владимирских – редкий случай даже для гимназии. Врачи этого рода – «последние из могикан» с точки зрения отношения к людям. Они готовы помогать и консультировать в любое время дня и ночи. Для них медицина, помощь людям – способ жизни. Их династия – идеальный пример семейного воспитания. Старшие Владимирские живут так, что младшие учатся на их примерах».

 

Разговор нам посчастливилось вести с Ириной Беляковой (в девичестве – Владимирской). Её бабушку и родителей многие знали в городе как прекрасных добрых отзывчивых врачей. Её отец – доктор медицинских наук, профессор, а мама – кандидат медицинских наук. Когда-то Ирина и её брат Владимир учились в этой школе, затем оба с отличием закончили ПГМА. Ирина стала врачом-психотерапевтом, а Владимир уже имеет степень доктора наук, является востребованным специалистом в области кардиологии.

 

Эту же гимназию с отличием закончила дочь Владимира Мария, которая пошла по стопам отца – они даже участвовали в одних и тех же олимпиадах. Не заметить Марию, по признанию Елены Андреевны, невозможно: она играет на пианино, пишет стихи, участвовала в работе Совета старшеклассников, ездила в Артек и т.д. Приехав из лагеря, школьница очень переживала, что в обычной жизни не может сделать столько же, сколько на смене. «Дочь своих родителей, своего отца. Умница, отличница. И по-другому, похоже, просто не умеет», – справедливо отмечает Елена Андреевна. Сейчас же Мария продолжает династию, являясь студенткой ПГМУ. А сын Владимира Алексей ещё учится в начальной школе 5-й гимназии.

 

По счастливой случайности, нынешних представителей мужской части семьи, Владимира и Алексея, учила и учит один и тот же педагог – Татьяна Владимировна Большакова. Как Ирине рассказывала её мама, Владимир (тогда ещё Володя) проходил процесс адаптации к школе достаточно тяжело. Его лучшие качества первой заметила именно Татьяна Владимировна. А их в дальнейшем оказалось немало: хорошая память, эрудиция, упорство, упрямство, целеустремлённость, увлечённость своей работой, желание докопаться до самой глубины и вылечить «целого человека», а не отдельную болезнь. Алексей же – другой по характеру. «Он, конечно, не учится на одни пятёрки, но когда видит что-то интересное, в его глазах столько искреннего удивления – это видеть надо», – комментирует директор.

 

Ирина называет свою семью «белыми воронами»: «Мы – те, кто выделяется из общей массы. Ещё с советских времён так повелось. Тогда ведь было странным иметь няню и не отдавать ребёнка в детский сад. А у нас, как у представителей дворянского рода, так было принято».

 

Династию Владимирских выделяет, однако, не только благородство, но и любовь к людям. «Моя мама, Наталья Львовна, даже когда тяжело болела, не переставала думать о пациентах. Ей звонили, спрашивали совета. Она отвечала ясно, умалчивая, что в момент разговора лежит и не может двигаться, изыскивала всяческие возможности договориться со знакомыми специалистами, чтобы помочь её пациентам. Как-то она проходила лечение в онкологическом центре. Туда часто приезжают из территорий края, тратя последние копейки на то, чтобы хотя бы добраться до больницы, чего уж говорить о лекарствах. В один из моих визитов мама рассказала, что к ней подселили женщину из Кунгура, достаточно бедную. После химиотерапии она потеряла все свои волосы и не могла позволить себе парик. Мама стеснялась, но, конечно же, просто отдала ей необходимую сумму. Мы, врачи, люди небогатые, но Наталья Львовна всегда была готова отдать последнее», – говорит Ирина.

 

Евгений Владимирович Владимирский, отец Ирины, всегда был в большей степени учёным, нежели практиком. Дочь о нём рассказывает так: «Он – человек-библиотека. Впитывает в себя всю информацию обо всём: история, генетика, география, медицина, само собой. Книгами у него дома уставлены абсолютно все стены в 3-4 ряда. Квартира будто из «Мастера и Маргариты» Булгакова!»

 

Человеколюбие, материнское отношение членов своей семьи к пациентам и студентам Ирина видела и впитывала всю свою жизнь. «Когда у меня появился свой ребёнок, и к нам впервые пришёл детский врач, я была в шоке. Он не улыбался, не поздоровался с ребёнком, не отнёсся к нему как к человеку. Тогда я сказала себе – нет, мне не нужны другие врачи дома. Не хочу, чтобы у моего ребёнка выработался страх белого халата. Опыт работы психотерапевтом позволил мне понять, что, какой бы ни пришёл человек ко мне, хороший или плохой, важно другое – ему требуется помощь. И я должна улыбаться, дарить ему любовь. Любовью можно многое сделать», – убеждена она.

 

В семье Ирина считается «архивариусом», хранителем информации об их роде. «Если обратиться к истории семьи, можно понять, почему дети выбирают ту или иную стезю. В роду Владимирских есть три ветви: мыслители (поэты, публицисты, писатели), инженеры и адепты естественных наук (биологи, агрономы, врачи, генетики). Все представители рода заслуживают внимания. Например, Пётр Аристархович Мавродиади – профессор зоологии, гистологии – был одним из основателей генетики. Ему принадлежало крупное научное открытие, посвящённое особенностям деления хромосом. Работу свою он, однако, не смог опубликовать, скоропостижно скончавшись в 1933 году. За этим исследованием носились многие учёные того времени, но наша прапрабабушка не стала его отдавать, побоявшись репрессий. В то время к науке относились настороженно. Среди чекистов встречались люди необразованные. Некоторые из них после лекций Петра Аристарховича подходили к нему, требуя объяснить значения латинских слов, которые он употреблял, подозревая в них антисоветский подтекст.

 

Другой представитель естественнонаучной ветви рода Всеволод Александрович Владимирский был назначен в 1888 году первым главным агрономом Пермской губернии. Однако, краеведам он больше известен как революционный деятель», – рассказывает Ирина.

 

По мнению Елены Андреевны, «семьи, которые внимательно относятся к своим корням, но думают о будущем, развиваются действительно гармонично. Душа ребёнка воспитывается всё же дома. Школа может лишь помочь этому. Владимирские – именно такая семья».

 

Ирина комментирует это так: «Очень важно наблюдать за ребёнком, искать его сильные стороны. Дети не всегда повторяют путь своих родителей, в них могут быть другие таланты, не заложенные династией, но также требующие раскрытия. Я хотела стать врачом в первом классе, ведь вся моя семья – врачи. Прошло время, и мне стало интересно писать стихи, книги, петь, делать видеоролики – в общем, заниматься творчеством. Однако мои родители были убеждены, что нет более достойных профессий, нежели медицина. Под их давлением я поступила в медицинскую академию. Окончила я её с отличием, у нас в семье так принято. Стала психотерапевтом, понимая, однако, что врачебное дело – это не совсем моё. И сейчас я вернулась вновь к творчеству. Когда Маша, моя племянница, тоже человек многогранный и творческий, сказала, что хочет поступать в медуниверситет, я напряглась и подумала, что на неё тоже давят родители. Я ходила за ней по пятам, расспрашивала: «Уверена, что хочешь поступить в ПГМУ? Тебе же нравится совсем другое?» В итоге я успокоилась, когда убедилась, что она искренне хочет стать врачом. Сейчас Маша увлечена хирургией и анатомией. Что будет дальше – время покажет».

 

О гимназии Ирина вспоминает с теплотой, отмечая, что педагогический коллектив всячески помогал им с Владимиром адаптироваться к школьной среде. Самое важное, на её взгляд, что именно в гимназии ребёнок может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, понять, где бы он хотел развиваться. Наталья Алексеевна Гришулина, заместитель директора по воспитательной работе, отмечает: «Когда выпускники гимназии общаются со своими сверстниками-студентами, их часто спрашивают: «Вам учителя разрешали на уроке говорить то, что вы думаете?!» Мы не заставляем соглашаться со своими позициями, но настаиваем, что если у вас иная – её нужно обосновать».

 

Главные ценности семьи Владимирских – честность, справедливость и любовь к людям. Из своего опыта могу сказать, что те же заветы легли и в основу работы гимназии. Идеальное сочетание!

 

Дмитрий Шилов


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее