ДНПК КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Условия стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, ставить цель и добиваться её, правильно планируя свою деятельность. Поэтому, начиная с дошкольного детства, возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной деятельности. Одним из видов творческого отношения к проблемам является исследовательская деятельность. Чем больше ребёнок будет оказываться в ситуации самостоятельного выбора решения проблемы, тем успешнее он будет во взрослой жизни.
Ежегодно в нашем детском саду «Эрудит» проводится детская научно-практическая конференция. Она направлена на вовлечение воспитанников в поисковую, исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях, а также на выявление и поддержку одарённых детей. Тема ДНПК всегда связана либо со знаменательными датами, либо с тематикой года в России.
В рамках подготовки воспитатель совместно с детьми, которые приняли решение участвовать в конференции, подбирает тему исследования. Затем в течение нескольких месяцев ребёнок самостоятельно или со взрослыми решает задачи исследования, проводит наблюдения и эксперименты, а также изучает различные источники по теме. Все свои данные, рисунки, схемы и результаты опытов он заносит в исследовательский дневник.
Перед конференцией, которая проходит в апреле, дети и «научные руководители проектов» готовят презентацию и доклад, а также заканчивают оформление исследовательского дневника.
Конференция – большое испытание для дошкольников, где необходимо показать не только знание материала своего проекта, но и навык публичной презентации. Каждое выступление увлекательно, познавательно и интересно для сверстников-слушателей, ведь в исследованиях ребят содержатся неизвестные детям факты о жизни растений и животных, а также загадки космоса. Дети и родителииспользуют разнообразные формы изложения сообщений: стихотворная, вопрос-ответ, описание и презентация.
По итогам конференции всегда отбираются победители и лауреаты. Итоги подводит жюри, в состав которого входят администрация и педагогический состав детского сада, а также представители родительской общественности. Все участники награждаются дипломами и памятными подарками.
Таким образом, активное использование данной формы работы с дошкольниками позволяет нам развивать познавательную активность, повышать интерес дошкольников к новым открытиям и растить юных «Эрудитов»!
Светлана Рудольфовна Эшмакова,
воспитатель МАДОУ «Эрудит» г. Перми