В КРАЕВОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ТЕХНИКУМЕ ИМЕНИ В. П. СУХАРЕВА ПРОВЕЛИ ПРОФПРОБЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
29 октября в Краевом индустриальном техникуме имени В. П. Сухарева прошли профессиональные пробы для учеников пяти пермских школ: №63, №65, №83, №24 и гимназии №3. Мероприятие проводится в рамках проекта «Клуб юных химиков «Поколение СИБУР 2024».
В тесном холле Краевого индустриального техникума было шумно. Школьники поочередно стекались сюда из разных уголков Перми. Преподаватель КИТа Дарья Сергеевна Уланова встретила старшеклассников и провела их в актовый зал, где они оставили свои вещи и сели ждать начала.
Наконец, когда всё было готово, ребята прошли по длинному коридору и остановились у аудитории «М-23» – лаборатории химического анализа. Надпись на двери сигнализирует: вход только в бахилах. Школьники и их учителя обулись и вошли.
Далее Дарья Сергеевна взяла вступительное слово. Она рассказала о работе техникума, преимуществах химической отрасли в Пермском крае и теме самого мероприятия – профессии «Лаборант по контролю качества». Человек, осуществляющий этот контроль, следит за качеством продуктов производства, чтобы их химический состав был безопасен для использования. Для этого специалист должен уметь проводить химический анализ. Именно этим и занялись собравшиеся школьники.
Старшеклассников поделили на 4 равные группы и каждой дали задание провести анализ обычных продуктов питания. В этом им помогли студенты третьего курса КИТа. Одна из групп начала работу с анализа молока по определению его кислотности. Ребята с помощью приборов, химической посуды и реактивов под руководством опытного студента сумели провести анализ, сделать расчёты и прийти к выводу, что молоко достаточно свежее, оно безопасно для здоровья человека. На это ушло всего 15 минут.
В это же время вторая группа проводила химический анализ овощей: моркови, лука, картофеля, чеснока, капусты и тыквы. При помощи индикатора и прибора нитрат-тестера ребята определяли содержание нитратов и сравнивали полученные результаты с допустимыми нормами. Как оказалось, анализируемые образцы овощей можно употреблять в пищу – они безопасны.

Третья группа проводила анализ воды: питьевой, водопроводной и дистиллированной. Если вода чересчур минерализована, то она опасна для здоровья. Когда в воде содержится избыток солей, кальция и магния, это чревато не только накипью в чайниках, но и образованием камней во внутренних органах. Специальным прибором, измеряющим электропроводность, ребята провели анализ воды из разных источников. Чем лучше вода проводит электрический ток, тем больше в ней минеральных примесей. Как и у остальных групп, продукты оказались безопасными в той или иной степени.
В это время Елена Сергеевна Филимонова, учитель химии из 63-й школы, поделилась впечатлениями от мероприятия: «Мы не в первый раз участвуем в этом проекте, нам очень нравится. Дети заинтересованы, они с удовольствием посещают все мероприятия. Сегодня мы в очередной раз пришли на профпробы, где нас с пониманием и добротой встречает Дарья Сергеевна. Эти мероприятия очень полезны, потому что из тех, кто посещал профпробы в КИТе, около 10% стали его студентами».
Последней группе досталось самое сладкое – арбузная газировка. Но задача была не в том, чтобы её выпить. Нужно было провести анализ газированного напитка на количество сахара и углеводов – чрезмерное их употребление грозит многими заболеваниями. С помощью рефрактометра – специального прибора – ребята определили количество растворимых сухих веществ и сравнили значения с информацией на упаковке. Производитель оказался добросовестным: газировка не только вкусная, но и безопасная.
После этих 15 минут ребята трижды поменялись местами, примеряя на себя профессию лаборанта контроля качества продуктов на разных производствах. Каждая группа попробовала проанализировать молоко, овощи, воду и газировку.

В небольшой перерыв ученик гимназии № 3 Никита рассказал о своих результатах профессиональных проб: «Я улучшил навыки в химических опытах и исследованиях, узнал много нового о профессии и том, куда поступить, чтобы стать лаборантом контроля качества. Может, я рассмотрю вариант поступления в КИТ им. В. П. Сухарева».
Действительно, такие мероприятия по-настоящему важны не только для тех школьников, кто ещё не определился, чем хочет заниматься после выпуска, но и для тех, кто уже знает, кем хочет быть. Потому что это как новый опыт в любимом занятии, так и способ узнать, где наиболее эффективно обучаться выбранной профессии. У автора этого текста, например, в своё время не было подобных проектов.
Наконец, Дарья Сергеевна Уланова, преподаватель Краевого индустриального техникума, организовавшая пробы, рассказала об их целях и итогах: «Целью было познакомить ребят с профессией и показать им, что химия – это не страшно, это интересно и очень увлекательно! В итоге ребята углубили свои знания в предмете, получили представление о профессии и, возможно, задумались о поступлении к нам. Я думаю, что подобные проекты, как «Поколение «Сибур 2024» являются полезными не только для школьников. Наше сотрудничество с “Сибур-Химпромом” эффективно, потому что множество наших выпускников становится специалистами на предприятиях “Сибур”».
Денис Федосеев
