ФИНАЛ ПРОЕКТА «КЛУБ ЮНЫХ ХИМИКОВ»: ПОЕЗДКА НА «СИБУР-ХИМПРОМ»

24 декабря 2024 , 20:20

Подошёл к концу очередной успешный сезон проекта «Клуб юных химиков». Уже позади увлекательные чемпионаты, полезные мастер-классы и торжественные награждения победителей. Сегодня, 10 декабря, наконец настал тот самый день, который так долго ждали юные химики Перми. Заключительный этап проекта, финальный аккорд в этой истории – экскурсия на предприятие «Сибур-Химпром».

 

Отличить «Сибур» от других заводов очень просто – по корпоративным цветам. Бело-бирюзовые здания чётко выделяются на фоне пасмурной погоды. Попасть на предприятие не так просто – нужно пройти досмотр. Случайный прохожий не сможет попасть на территорию «Сибура». На въезде стоит небольшой КПП, оттуда выходит охранник. Он заходит в автобус, проверяет все документы и радушно пропускает юных химиков на территорию предприятия. Экскурсия начинается!

 

Сделав круг по заводу, водитель останавливается у главного здания. Оно, конечно, тоже бело-бирюзового цвета. Экскурсия ещё не началась, но первое впечатление о «Сибуре» у многих уже сложилось. Конечно, завод поражает своим масштабом. В ожидании экскурсовода школьники начинают восторженно осматривать предприятие из окон автобуса. Интересно, что на лавочках перед зданием изображены элементы пермского звериного стиля. Сразу видно, что дизайнеры и архитекторы «Сибура» креативно и со вкусом подошли к визуальному оформлению завода. Спустя 5 минут в автобус заходит Александр Сергеевич Субботин, начальник товарно-сырьевого производства «Сибур-ХимПрома». Сегодня он проведёт для ребят обзорную экскурсию по своему месту работы.

 

Автобус трогается с места. На глаза сразу попадаются необычные и чуть забавные названия улиц: ул. 300-летия Перми, проспект Полимерный, ул. Дружбы заводов, бульвар Будущего, ул. Инженерной мысли. Такие названия в городе не встретишь. Удивительно, что размер территории «Сибура» позволяет создавать новые улицы и давать им тематические имена.

Александр Сергеевич тем временем рассказывает ребятам о жизни завода и о производственном оборудовании. Большие чаны, градирни, резервуары, административные здания – экскурсовод объясняет принцип работы каждого объекта, находящегося в поле видимости. Александр Сергеевич обращает внимания на баннеры о безопасности:

 

«Безопасность на каждом шагу»;

«Безопасность – наша привычка»;

«Безопасность – это наша работа»;

 

Эти и другие лозунги напоминают работникам «Сибура» об одном из главных принципов компании. Безопасность для предприятия, правда, очень важна. На территории завода даже располагается информационное цифровое табло, которое показывает количество дней без несчастных случаев, без инцидентов и без аварий.

 

Обзорная автобусная экскурсия подходит к концу. Александр Субботин заканчивает свой рассказ и охотно отвечает на большой поток вопросов школьников. Поблагодарив экскурсовода за информативную и увлекательную поездку, юные химики отправляются навстречу дальнейшим приключениям. Впереди их ждёт не менее интересный нефтехимический квиз, по результатам которого определится лучшая команда этого сезона.

 

В воздухе стоит специфический запах. Ребята между собой называют его «чесночно-луковым». Так пахнет газ. Работники предприятия уже рассказали, что запах идёт от соседних предприятий. Однако боятся нечего. В воздухе над «Сибуром» витают очищенные газы, которые оказывают минимальное влияние на человека в соответствии с показателями дневной нормы. Долго дышать этим «ароматом» школьникам не приходится – их тут же приглашают зайти внутрь главного здания.

 

Путь до актового зала (а нам нужно именно туда) подразумевает под собой преодоление лестницы. Сопровождающий сразу предупреждает всех о том, что при подъёме необходимо держаться за перила. Для «Сибура» важна безопасность даже в таких мелочах. Ребята успешно и без травм поднялись на третий этаж, где их уже ожидал небольшой приветственный фуршет. Юным умам необходимо подкрепиться перед интеллектуальной битвой.

 

Пока школьники заняты квизом, взрослые отправляются на обед. Однако это не обычное застолье. Учителей химии ждёт часовой разговор в формате круглого стола с руководителями и партнёрами «Клуба юных химиков». Представители «Переменим» и сотрудники «Сибура» хотят получить от преподавателей обратную связь, а также услышать предложения по улучшению проекта.

 

Со вступительным словом перед собравшимися за столом выступает Наталья Александровна Ханова, директор центра проектов «Переменим»:

 

«Мы сегодня с вами находимся на площадке «Сибура». Наверное, многие работодатели в Пермском крае по-хорошему завидуют вашей политике работы со школами и берут с вас примёр. Эта традиция (экскурсия на «Сибур») сохраняется и поддерживается благодаря нашим партнёрским отношениям. Команда проекта «Клуб юных химиков» не менялась с первых дней. Краевой индустриальный техникум, команда «Сибура», «Переменим» и ПНИПУ – в такой коллаборации мы и работаем. И сейчас мы хотим такой фокус-группой обсудить наши перспективы».

 

Участники дискуссии:

 

Команда «Сибур-ХимПрома»:

  • Мария Юрьевна Никитенко, специалист по подбору персонала;
  • Станислав Владимирович Радимашвили, бизнес-партнёр;
  • Анна Шиховцева, ведущий инженер-эколог.

 

Ольга Игоревна Валяхметова, директор по управлению персоналом, воспользовалась возможностью обратиться к присутствующим с приветственным словом:

 

«Очень рады вас приветствовать! Спасибо, что нашли возможность к нам приехать. Это действительно очень ценно, чтобы вы, как преподаватели, как несущие «разумное, доброе, вечное» детям, имели представление о будущем нашего проекта. Надеемся, вашим ребятам предстоит работать и выстраивать свой профессиональный путь на «Сибуре». 

 

 

 

Команда ПНИПУ:

  • Ольга Ивановна Бахирева, доцент кафедры химии и биотехнологии;
  • Галина Сергеевна Арзамасова, доцент кафедры охраны окружающей среды.

 

Учителя химии:

  • Светлана Михайловна Гуркина, школа № 55;
  • Елена Михайловна Лыжина, школа № 64;
  • Татьяна Алексеевна Дыбовская, школа № 101;
  • Татьяна Леонидовна Трясцина, лицей № 5;
  • Галина Ивановна Сирина, школа № 77;
  • Марина Николаевна Санникова, «Эко-школа»;
  • Варвара Сергеевна Шафранова, «Петролеум +»;
  • Ольга Васильевна Иванова, гимназия № 7;
  • Ольга Рудольфовна Бояршинова, школа № 132;
  • Елена Борисовна Милованова, лицей «Дельта».

 

Команда «Переменим»:

  • Василиса Чикунова, руководитель проекта «Клуб юных химиков»;
  • Мария Зуб, руководитель отдела развития «Переменим»;
  • Ксения Сунцева, сотрудник отдела развития «Переменим».

 

 

В ходе дискуссии обсуждались следующие проблемы:

 

  1. Сильная конкуренция с другими проектами.
  2. Малое количество школьников, сдающих химию.
  3. Дефицит педагогов в школах.

 

Озвученные предложения по улучшению проекта:

 

  1. Внедрение образовательного блока для учителей химии (как было в этом году).
  2. Внедрение довузовской подготовки (возможно, в другом формате).
  3. Разделение участников проекта по классам.
  4. Создание оснащённых профориентационных площадок в каждом районе.
  5. Начало химической профориентации с 7-го класса.
  6. Организация промышленного туризма для детей.
  7. Организация практикоориентированных лабораторных работ по химии.
  8. Упрощение занятий, объяснение материала на аналогиях.

 

Все учителя химии единогласно утвердили, что школьникам проект нравится. Но нужно больше показывать им всё на практике. Детям хочется всё потрогать, заглянуть в лаборатории, в операторские.  Нужно, чтобы они почувствовали дух промышленности, и тогда им захочется прийти работать в «Сибур».

 

Светлана Михайловна Гуркина – учитель химии и биологии в школе № 55 – поделилась своим мнением: «Было очень интересно, креативно. Экскурсия была информативная. Я думаю, что такие мероприятие полезны для детей, потому они не всегда понимают, куда им поступать, не осознают свои возможности. Благодаря таким экскурсиям им будет легче определиться, они посмотрят, разберутся и будут точнее понимать, куда они могут прийти на работу с химией.

 

По поводу дискуссии, было полезно и познавательно. Вам, как организаторам, надо понимать, что вы будете дальше делать, куда двигаться. Нам, учителям, нужно было дать вам идеи на будущее, подсказать, как дальше работать, чтобы дети к вам пришли учиться. Я думаю, что получилось плодотворно, надеюсь, что все всех услышали».

Ксения Смолякова