ЭКСКУРСИЯ НА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ПНИПУ: КАК ЭТО БЫЛО?
Химический корпус Политеха располагается по адресу ул. Профессора Поздеева, 9. На территории университета сегодня можно встретить гостей – учеников школ № 83, № 14, № 37 и гимназии № 3. Они приехали на экскурсию по химико-технологическому факультету.
Мероприятие организовано в форме квеста по станциям. Первой «остановкой» стала лаборатория инструментального метода анализа. Слышен шум компрессора. В лаборатории кипит работа. На входе школьников встречает Егор Александрович Першин, ассистент кафедры химии и биотехнологий. После краткого знакомства лектор начинает погружать ребят в мир науки и лабораторных исследований.
«Если говорить простым языком, то биотехнология – это наука, которая позволяет получать полезный продукт, используя различные микроорганизмы»,– начинает свой рассказ Егор Александрович.
Речь идёт о лабораторном оборудовании, на котором студенты и преподаватели проводят химические эксперименты. Главный герой рассказа – газовый хроматограф. Это аппарат, который помогает анализировать компоненты жидкости в газообразных фазах. Рядом располагается жидкостный хроматограф, выполняющий в данный момент анализ аминокислот. Дальше стоят анализатор общего углерода, микроволновая печь, ультрафиолетовый спектрофотометр и другие удивительные аппараты со сложными названиями.
Следующая станция располагается в умном доме, дорога к которому лежит через улицу. Путь до него занял 10 минут. Александр Сергеевич Троегубов, старший преподаватель кафедры охраны окружающей среды, шутит, что школьники шли сюда дольше, чем продлится его рассказ. Ребята рассаживаются по местам, лектор включает презентацию на проекторе.
«Кафедра охраны окружающей среды. Кого мы выпускаем?»,– задаёт вопрос аудитории Александр Сергеевич.
«Охранников!»,– отвечают школьники и начинают хихикать.
Конечно, кафедра выпускает не охранников, а экологов. В отличие от ПГНИУ и ПГАТУ, Политех обучает промышленных специалистов, которые защищают интересы предприятий и заводов.
«Где мы находимся сейчас?»,– лектор снова обращается к развеселившимся школьникам.
«В лесу!»,– непринуждённо говорят подростки.

Очевидно, что Александр Сергеевич имел в виду умный дом. Он был спроектирован в 2013 году. В этом здании попытались реализовать все перспективные на то время технологии по автономности. Здесь установлены панорамные окна и тепловой насос, на крыше располагаются солнечные панели и ветрогенератор, а под землёй пробурены 7 скважин.
«Уникальность нашей кафедры заключается в том, что у нас работают 14 докторов наук и 14 кандидатов наук. Квалификация преподавателей – очень высокая», – продолжает рассказ Александр Сергеевич.
Кафедра охраны окружающей среды активно сотрудничает с различными вузами России и даже с некоторыми зарубежными (Германия, Австрия). Летом на территории умного дома проводится трёхдневная экологическая школа. Там проводятся лабораторные научные мастер-классы и развлекательные мероприятия.
Старший преподаватель объясняет принцип работы теплового насоса: «…из скважин поднимается тепло и распространяется по всему дому, то есть большая часть тепла здесь из недр Земли». Рядом располагаются масштабные фильтры для воды, которые очищают цвет жидкости, а также избавляют её от жёсткости, марганца и железа.
В лаборатории автоматизации технологических процессов учеников ждёт Илья Владимирович Адищев, ассистент кафедры оборудования и автоматизации химических производств. Он обращает внимание слушателей на стенды (уменьшенные копии производственного оборудования).
«Стенд работает по алгоритму. Этим в целом мы и занимаемся: берём оборудование и автоматизируем его, настраиваем работу», – объясняет Илья Владимирович.
В лаборатории несколько стендов: настройка противоаварийной защиты, система контроля давления в ёмкости и другие. Лектор даёт ребятам потрогать и посмотреть датчики одного из оборудований.
«Студенты направления «Системный анализ и управление» занимаются надстройкой работы автоматизаторов. Они настраивают всю систему, контроль и логику, а САУ делают оптимизацию», – продолжает ассистент.
Студенты САУ пишут программные обеспечения и создают тренажёрные комплексы. Они необходимы для быстрого и качественного обучения персонала, а также для предварительного ориентирования на предприятии.

Школьники отправляются на кафедру химических технологий. Асия Рифовна Кобелева – заместитель завкафедрой, кандидат химических наук, доцент – подготовила для будущих абитуриентов интерактив.
«Я сейчас дам вам возможность прикоснуться к химическому сырью, которое мы перерабатываем с целью получения различных видов продукции. Буду вам показывать сырьё, а вы предположите, что это»,– объясняет правила игры доцент и достаёт ёмкость с белёной целлюлозой.
Ребята предполагают, что это хлопок, вата или какое-то волокно. Асия Рифовна рассказывает, что помимо бумаги целлюлоза содержится в фармацевтических препаратах и взрывчатых веществах, а также используется в кабельной и автомобильной промышленности.
Далее лектор показала школьникам нефть, серу, калийную соль, графитовую руду, графитовый пух и угольную ткань. Все эти химические продукты ребята смогли внимательно осмотреть, понюхать и даже потрогать. Экскурсия подходит к концу, и ученики перед выходом из лаборатории отправляются мыть руки. Интерактив удался, как и всё сегодняшнее мероприятие.
Галина Васильевна Мошева, учитель биологии школы № 83, поделилась с нами своими впечатлениями: «Такие мероприятия – это всегда очень здорово, потому что школьники попадают вглубь студенчества, в профессию. Сегодня нам рассказали о профессиях, чем вообще занимаются студенты и куда выпускникам можно пойти работать после окончания университета. Об этом наши одиннадцатиклассники как раз сейчас задумываются. Я думаю, моим ребятам понравилась экскурсия. У нас есть 6 человек, которые хотят поступать в ПНИПУ, и мне кажется, что они узнали много нового. Другие ребята тоже задумались о поступлении в Политех».
Ученица 11-го класс школы № 83 Виктория Николенко сказала, что экскурсия ей понравилась: «Честно, было очень интересно. Особенно на кафедре химических технологий. Мне показалось, что на экскурсию заложили мало времени и некоторым лекторам его не хватило, чтобы полностью раскрыть тему. Я вообще не химик, но мне всё понравилось сегодня. Было здорово узнать что-то новое».
Ксения Смолякова
