«ЧЕЛОВЕК ТРУДА» – КАКОЙ ОН?

23 декабря 2024 , 18:30

Приглушённый свет, ряды мягких сидений, белое полотно экрана: сегодня, 5 декабря, мы находимся в кинотеатре «Кристалл», в доме Пермской Синематеки, где ближайшие 2 часа будем обсуждать профориентационный фильм «Человек труда» в рамках проекта «Клуб юных химиков. Поколение СИБУР». За дверьми зала уже собрались ребята из школы дизайна «Точка», школы «Синтез», гимназии № 3, лицея № 8, лицея № 3, школы № 24 и Краевого индустриального техникума. Все в ожидании начала кинопоказа.

 

На входе в зал подростков встречает ведущий сегодняшнего мероприятия – Павел Валерьевич Журавлёв, кинопедагог Пермской Синематеки. Ребята в хаотичном порядке занимают места и обращают всё свое внимание на пустой экран. Павел Валерьевич приветствует собравшихся школьников и объясняет им ход встречи.

 

«Человек труда» — это документальный фильм режиссёра Ольги Ажнакиной. Он длится 51 минуту и за это время рассказывает о 6 профессионалах. Герои фильма дают интервью, отвечают на вопросы, рассказывают о своей трудовой деятельности. В картине также показаны зарисовки из их рабочего дня, кадры, как они занимаются своим делом.

 

«Наша задача: проанализировать, что движет героями. Как они пришли к своему делу, почему они им занимаются? Сегодняшняя встреча не ограничена разговором о профессиональном будущем, мы в принципе поговорим о том, как мы вообще выбираем траекторию жизни. Герои фильма будут много рассуждать об этом», – начинает диалог с аудиторией кинопедагог.

 

Во время вводной части встречи ребята поразмышляли на разные темы, связанные с профессионализмом и вместе с Павлом Валерьевичем попытались найти ответы на сложные вопросы.

 

Как формируются стереотипы о профессиях?

– Из личного опыта, из опыта других людей, из культуры.

 

Как мы выбираем профессию?

– По поверхностным смыслам, стереотипам, поэтому наш выбор может быть не всегда точным. Важно углубляться в выбранную сферу деятельности. Пространство наших возможностей ограничено. Когда человек выбирает профессию, он соотносит свои внешние возможности и внутренние способности.

«Наша психика устроена так, что мы сильно привязываемся к привычному. У нас есть привычные результаты, которые мы от себя ожидаем. А есть слепая зона, где мы не знаем, какие у нас могут быть результаты. Наша задача сегодня попробовать эту слепую зону уменьшить, посмотреть какой ещё потенциал у нас есть. Чем больше мы знаем нашего потенциала, тем больше видим возможностей для реализации», – очерчивает линию рассуждения Павел Валерьевич.

 

Предположите, как героям фильма удаётся долгое время заниматься одной деятельностью и не выгорать?

– Им помогают любовь к своему делу, само содержание деятельности, хорошие результаты работы, обратная связь от тех, кто эти результаты получает. Это мотивирует идти дальше. Также сама профессия может подразумевать постоянное совершенствование, работу с чем-то новым без заученных алгоритмов.

 

А в чём отличие увлечённого профессионала от трудоголика?

– У них разные цели. У профессионала есть интерес, а трудоголик зависим. У профессионала есть результат, он растёт в своей профессии и от этого получает удовлетворение. Трудоголик не получает удовлетворения. Он постоянно работает, потому что просто не может по-другому. Увлечённые профессионалы спокойно совмещают труд и отдых, а трудоголики нет. Трудоголизм – это вид зависимости. Зависимость – это то, от чего вы не можете отказаться ни под каким предлогом.

 

Введение оказалось очень плодотворным. Павел Валерьевич своими сложными вопросами заставил школьников напрячь извилины. После такого бурного обсуждения ребятам нужна передышка, поэтому начинается самая интересная часть – просмотр кинокартины.

 

Сюжет фильма

Основная линия повествования ведётся вокруг 6 представителей разных профессий. Герои рассказывают о своей работе и на протяжении всего фильма пытаются ответить на вопрос «Кто такой человек труда?». Немного об основных действующих лицах:

 

Александр Гасников – профессор МФТИ, учёный, математик. Он занимается борьбой с автомобильными пробками (там очень много науки, как утверждает сам герой). Его каждодневный суровый труд – это изучение статей, диссертаций. Александра постоянно преследует чувство, что что-то не так, что он где-то ошибается. Однако неудачи и провалы только больше его мотивируют.

 

 

Вера Земскова – фельдшер скорой помощи. Она считает, что человек труда – это тот, с кого всё начинается, но и тот, о ком постоянно забывают. Человек труда – это человек, который лежит в основе построения общества. Его должны ставить на важную позицию в социальной иерархии, уважать и ценить. Когда Вера приходит на работу, ей хочется быть быстрее, выше, сильнее. Она считает свою профессию благородной, важной и необходимой. «Люди смотрят на меня с надеждой в глазах. Я не работу себе нашла, у меня мечта сбылась», – рассказывает героиня.

 

Алексей Рогожкин – пожарный. Он выбрал эту профессию, потому что в детстве увидел огнеборцев в действии, и на него эта картина произвела огромное впечатление. «Вокруг хаос и разрушение, а они просто спокойно делают свою работу», – делится воспоминаниями герой. Алексей признаётся, что часто испытывает страх во время работы. «Я боюсь не за себя, я боюсь не успеть помочь, я боюсь принять неправильное решение». Пожарные – первые, кто рядом в чрезвычайной ситуации, и единственные, кто может помочь.

 

Алёна Руднева – водитель трамвая. Мама героини работала на этой же должности. Во время работы Алёна чувствует себя недосягаемой звездой, к которой нельзя подходить и которую нельзя отвлекать. Принято считать, что водители трамвая – это «бубнящие хмурые тётки», как выражается героиня. Алёна себя ощущает иначе. Ей нравится, что во время работы на неё обращают внимание и смотрят. Алёна гордится своей профессией. «Девушка-водитель – это красиво».

 

Егор Платонов – слесарь на лифтостроительном заводе. Его история началась в 14 лет с желания купить компьютер, который его родители не могли себе позволить. Дедушка Егора работал на лифтостроительном заводе и буквально жил там, никак не мог без профессиональной деятельности. Герой устроился туда же и постепенно заработал себе на компьютер. «Нужно всего добиваться самому», – делает вывод из истории своего карьерного пути Егор.

 

Варвара Белоконь – учитель начальных классов. Она считает, что человек труда – это тот, кто любит и уважает свою профессию. Варвара получает заряд и энергию от детей. Она находится со своими учениками на одной волне. Для школьников Варвара выступает в нескольких ролях: и учитель, и друг, и вторая мама. Героиня старается поддерживать интересы и увлечения своих подопечных. «В 1-м классе берёшь их всех и производишь «раскопки» в каждом ребёнке. Ищешь в них изюминку, придумываешь индивидуальный подход».

 

Дискуссия

51 минута фильма пролетает незаметно. Начинается заключительный этап сегодняшней встречи – дискуссия. Павел Валерьевич просит ребят поделиться мнениями от увиденного на экране, высказать личные комментарии, а после этого начать размышления над проблемными (иногда даже каверзными) вопросами кинопедагога.

 

«У каждого человека при выборе профессии есть свой сподвижник. Это может быть какой-то человек или событие».

«Мы вначале обсуждали, как герои не выгорают от своей работы. Они просто приносят пользу людям. Общество нуждается в них. Герои это знают, поэтому продолжают заниматься своим делом».

«Когда человек не понимает своё место в системе, он не понимает, какой результат должен предоставить, а даже если предоставляет, то не понимает, какая у него роль в результате. Происходит отчуждение».

– Нужно ошибаться. Кто не ошибается, тот ничего не знает. А незнание обходится дорого. Если сейчас себя поизучать, то, скорее всего, удастся выбрать верную траекторию развития и избежать большого количества ошибок.

 

Какая цель у фильма и режиссёра?

– Вдохновить зрителей, позитивно настроить. Показать что в жизни не всё так плохо, отметить важность социально-значимых профессий и профессионалов, которых иногда не замечают, но без которых никак не обойтись.

 

«Полезная встреча получилась. Мы порассуждали на тему выбора профессии. Этот вопрос достаточно актуален для нас, выпускников. Скоро мы оканчиваем школу, поэтому нам важно правильно определиться со специальностью, рассмотреть все аспекты будущей профессии, выделить плюсы и минусы. Для нас это очень интересное и значимое мероприятие. Мне тоже было полезно, хоть я и давно определился с профессией, но сегодняшняя дискуссия помогла мне взглянуть по-другому на некоторые вещи», – Матвей Соловаров, школа № 24.

 

 

Ксения Смолякова