У музыканта есть ноты – у нас есть сценарий

26 декабря 2019 , 12:54

13 декабря 2019 года в Доме журналиста г. Перми прошёл мастер-класс в рамках проекта «Знания за минуту», который был посвящён основам операторской работы. Рассказчиками были видеограф Михаил Светлов и директор центра содействия и трудоустройству выпускников ПГАТУ Светлана Чашечкина.

 

Дом журналиста вновь гостеприимно принял юнкоров из школ №№83 и 14, гимназий №№7 и 33 в своих стенах. Начали мы с основы любого видеосюжета – сценария. Начала рассказ Светлана – женщина средних лет с уставшими красными, немного слезившимися глазами, серебряным поясом, чёрными кофтой и юбкой, заплетёнными в конский хвост волосами и спокойным голосом. «Хочешь сделать хороший видеосюжет?», – спросила она нас. «Для начала спроси себя – а зачем?». Всё начинается именно с идеи, которая будет отвечать на этот вопрос. Без идеи у вас не будет ничего полезного – только пустышка. Когда у вас будет идея, то можно приступать к написанию сценария. Если у нас есть ограничение по хронометражу, можно учесть интересный факт, что человек говорит в около двух слов в секунду. Этот факт можно легко подтвердить либо опровергнуть в домашних условиях – достаточно послушать запись своего голоса. Он покажется вам «каким-то не таким», ведь вы слышите себя внутренним ухом, так что не стоит переживать об этом.

 

Речь в видеосюжете также должна быть интересной и грамотной. Знаете ли вы, что по нашей речи некоторые люди с лёгкостью могут понять, откуда мы? У нас есть свой пермский говор, который обусловлен относительно суровым климатом, который не позволяет нам широко раскрывать рот, ведь от этого просто-напросто станет холодно. Поэтому профессионалам нужно избавляться от него. Поможет одно упражнение. Возьмите деревянную пробку от бутылки, попробуйте засунуть её в рот и поговорить. Да, кому-то может показаться это странным, но, вынув пробку изо рта, вы сразу почувствуете, насколько хорошо открывается ваша челюсть. Для улучшения дикции можно делать более привычные упражнения – например, вслух читать скороговорки. Сейчас я пишу так, как хочу, строя разные длинные предложения и усложняя их всей красотой русского языка. С видеосюжетом всё не так. Нужно избегать сложных конструкций.

 

К этому этапу мастер-класса на улице уже стемнело. Жаждая праздника, город запылал гирляндами, которые мы могли наблюдать из окон. Но что-то гораздо более интересное привлекло внимание всех собравшихся юнкоров. Своё слово взял Михаил Светлов. Молодой, энергичный, в зелёной рубашке и джинсах, с весёлой современной речью, он сразу перехватил инициативу. Михаил дал свои профессиональные советы:

 

1. Не нужно дублировать закадровый текст. Да, в интервью авторитетный и компетентный человек может подтвердить что-то, но это не дублирование.

2. На одном ракурсе нельзя фокусироваться больше 15 секунд, желательно менять его каждые 5 секунд.

3. При съёмке на телефон всегда нужно использовать горизонтальную съёмку!

4. Не снимайте напротив окна, ведь окно – сильнейший источник света. Изображение будет пересвечено.

5. Не используйте «расстрельный план» – у интервьюируемого должно быть свободное пространство позади, чтобы он чувствовал себя уютно.

6. Увы, но в нашем городе нельзя снимать фасады домов. Они старые, грязные, некрасивые. Зритель невольно захочет переключить вас на что-то более приятное.

7. Не нужно бояться и волноваться. Да, будут смотреть, кто-то даже посмеётся, но оператор не должен обращать внимания. Будьте увереннее в себе.

 

«Кто там вообще и о чём? Какой-то чувак что-то рассказывает», – сказал про себя Михаил. «Какая-то тётка ещё», – Светлана от такого аж ахнула и закатила глаза. «Надеюсь, вы запомните хоть что-то», – подвёл итоги Михаил. Мастер-класс получился интересным и ярким, а последний совет Михаила воодушевил и ярко закончил его.

 

Моё скромное мнение таково, что в рамках именно этого проекта юнкоры вряд ли будут использовать хоть половину того, что узнали сегодня. Всё видео, наверное, у большинства будет снято одним дублем, без смены ракурсов. Звуки Live, которые должны длиться пять секунд, будут шуметь всё видео. Многое просто не влезет из-за кротчайшего хронометража, а для чего-то просто не хватит опыта. Но это дело практики. А вот проблемы технические вряд ли смогут решиться так просто, ведь профессиональный аппарат для съёмки тоже влияет на качество результата. Но я всё же желаю всем юнкорам сделать качественные видеосюжеты!

Максим Черенёв,
юнкор гимназии №7 г. Перми