КАК ПЕДАГОГУ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ПРАВА?

29 сентября 2021 , 20:57

Какими правами обладает учитель? Как защитить свои права? Что такое «правовой статус» и почему педагогу так важно его знать? Ответы на все эти вопросы преподаватели Перми и Пермского края смогли получить на первой из череды встреч проекта «Университет — учителю». Спикером выступила Наталья Новикова, доцент кафедры трудового и международного права юридического факультета ПГНИУ.

 

Проект, который реализуется «Переменой-Пермь» совместно с классическим университетом, стартовал 16 сентября. В фокусе первой встречи оказалась весьма актуальная в информационную эпоху тема — защита прав педагогов. Образовательный процесс, если смотреть с точки зрения закона, имеет несколько сторон. Это «учитель и ученик», «учитель и родитель ученика», «учитель и работодатель». Каждая из этих сторон диктует нам разные особенности общения, разные правовые и моральные аспекты.

 

Перед началом семинара учителя задали спикеру вопросы, которые возникли на практике. Обязан ли педагог присутствовать на собраниях и других мероприятиях в школе в свой методический день? Что делать, если родители и ученики обсуждают личную жизнь педагога? Где границы дозволенного? Правомерно ли руководитель отказывает в досрочном выходе на работу из отпуска по беременности и родам? Обсуждались и другие вопросы.

 

Мы живём в условиях переосмысления оценки роли педагогического работника в жизни нашего общества, широкого общественного внимания к проблемам образования. Родители и ученики порой оказываются лучше информированы о своих правах и обязанностях и предъявляют больше разных требований к школам и учителям, при этом не всегда правильно толкуя нормыправа. Время сложное, поэтому важно быть профессионально подготовленным к работе в таких условиях: наряду с глубоким знанием учебных предметов, психологии, педагогики, нужно помнить и о праве.

 

Наталья Викторовна отмечает: «Чтобы педагогу защитить себя, необходимо знать свой правовой статус, правовой статус других участников образовательного процесса и способы защиты собственных прав». Прежде всего, разберёмся, из чего состоит правовое поле педагога и какие законы помогут изучить его:

 

1. Права (ст. 21 ТК РФ + ст. 47 ФЗ № 273).

 

2. Социальные гарантии и компенсации (п. 5-10 ст. 47 ФЗ № 273).

 

3. Обязанности (ст. 21 ТК РФ + ст. 48 ФЗ № 273).

 

4. Академические свободы (п. 3 ст. 47 ФЗ № 273).

 

5. Ограничения: — на занятие педагогическое деятельностью; — на реализацию прав и академических свобод (ст. 331 ТК РФ, п. 4 ст. 47 ФЗ № 273).

 

6. Запреты (п. 9 ст. 13, п. 4 ст. 34, п. 3 ст. 48 ФЗ № 273).

 

7. Ответственность: — дисциплинарная и материальная в соответствии с ТК РФ; — уголовная (УК РФ); — гражданско-правовая (ГК РФ).

 

После того как мы разобрались в законодательстве — правах, обязанностях и ответственности педагога, появляется вполне закономерный вопрос: как эти права защитить? В целом, будучи взрослыми людьми, мы понимаем, что если кто-то нарушает наши права — нужно либо обратиться в суд, либо попытаться решить конфликт другим способом. Оба пути допустимы, имеют как преимущества, так и недостатки.

 

Если у педагога возникает конфликт с учениками, родителями, коллегами или администрацией школы, то в первую очередь стоит поискать ответ в действующем законодательстве и затем решить ситуацию с помощью переговоров, выяснить взаимные позиции и их обоснования. Но если этот способ не даст результат, то тогда можно обратиться в прокуратуру, в профсоюзную организацию, в инспекцию по труду или суд в зависимости от предмета возникших разногласий.

 

Михаил Боталов