ХИМИЯ И ИСКУССТВО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТОВ

26 ноября 2020 , 07:25

Уже шестой раз педагоги Перми и края собираются на встрече проекта «Университет-учителю». Его главная ценность – передача опыта от преподавателей Пермского государственного национального исследовательского университета – преподавателям школ и даже воспитателям детских садов. Отметим, что встречи проекта проходят ежемесячно и позволяют учителям рассмотреть разные стороны организации образовательного процесса.

 

В этот раз темой встречи стала связь предметов, например, как объединить химию и английский язык или физику и ИЗО? Спикером встречи выступила Екатерина Евгеньевна Храмцова, кандидат химических наук, доцент кафедры органической химии ПГНИУ. Акцент общения педагогов был направлен на предмет «химия».

 

Для начала спикер отметила, что стоит различать форматы уроков. Есть межпредметные уроки – на конкретном занятии рассматриваются дополнительные факты из других предметов, например, на уроке химии даётся историческая справка об учёном. Есть интегрированные уроки – привлекаются новые данные для поиска ключевых понятий. И есть метапредметные уроки – направленные на формирование целостного представления мира за счёт получения универсальных знаний на примерах любой деятельности.

 

Главный вопрос – как подготовиться к такому уроку? Вот несколько источников для поиска информации:

 

1) Журнал «Химия в школе», где собраны конкретные сценарии для объединения, например, естественно-научных и гуманитарных предметов: химия+история, химия+иностранный язык.

 

2) ACS Publication (журнал химического образования), где собраны примеры интегрированных уроков за рубежом.

 

3) SCI-HUB с материалами на английском языке (!) про объединение предметов: химия+литература, философия+химия.

 

Для всех преподавателей химии и биологии Екатерина Евгеньевна дала список бесплатных химических редакторов, где возможно в режиме реального времени посмотреть структуру молекулы или спроецировать формулу. Такими программами пользуются и в университете для наглядности изученного материала.

 

1) ACD/I-Lab – для моделирования формул.

 

2) KINGDROW – химическая 3D визуализация для разбора того, какую форму имеет молекула.

 

3) CCDC – для проведения школьных исследований.

 

4) Российский научный фонд (проект Лаборатория 360) – возможность посетить научные институты в режиме панорамы с разбором предметов здания и виртуальным знакомством с преподавателями и учёными.

 

Конечно, подготовка к такому формату деятельности в рамках урока требует времени. Подобрать и изучить материалы для успешного усвоения предмета детьми стоит сил. Однако педагоги отмечают, что разнообразие форм деятельности на уроках (например, через деловую игру проработать сценарий изучения и химии, и литературы) будет полезным дополнением к изучению школьной программы.

 

Елена Никулина