«Я ГОТОВА ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ И БЫТЬ ИХ ДРУГОМ»
Пожалуй, для многих в 35 + лет внезапно сорваться и переехать в другой город и, более того, другой регион – безумие. Но не для Елены Тиуновой. Вместе с двумя маленькими детьми и мужем она год назад отправилась в Нижегородскую область, чтобы преподавать в небольшой школе города Дзержинска. О бесценном опыте, сомнениях и любви к детям эта энергичная и весёлая учительница рассказала нам в интервью.
Елена родилась в Пермском крае. Училась в Верещагино в хорошей школе. В 8 классе перешла в другую, организованную благодаря одному очень талантливому педагогу, – среднюю школу № 3 гуманитарного профиля. И именно отсюда начинается её история как преподавателя. Сначала – мысли о том, как же здорово, когда в школе есть взрослые, которых ты можешь назвать друзьями. Затем – поступление в Пермский государственный университет на философско-социологический факультет (на философа!) и преподавание параллельно с учёбой с 5 курса: в медицинском училище, в колледже, в школе. Участница программы «Учитель для России» признаётся: «Я поняла, как это здорово – когда ребёнку попадается классный учитель, когда с его мнением считаются, когда он может называть своего педагога другом. Я не о панибратстве, а о доверительных отношениях. Я с таким посылом и шла в программу: хотя бы один такой учитель должен быть, и я готова им быть. Я готова помогать детям, я готова быть их другом».
Мысль об участии в программе «Учитель для России» возникла у педагога далеко не сразу после выпуска. В течение 15 лет Елене предстояло познавать преподавание на практике в различных учебных заведениях. Кроме этого, были попытки уйти в другую профессию, но интерес, любовь к детям, удовольствие от процесса знакомства ребят с чем-то новым пересилили. Учительница поняла: работа для неё должна не только приносить деньги, но и наполнять жизнь смыслом. «Идти на работу только для того, чтобы поставить галочку, чтобы получить зарплату, – не для меня», – утверждает героиня.
Ровно год назад, будучи в декретном отпуске, Елена ясно осознала, что желания возвращаться в школу, где она работала, у неё нет. Хотелось чего-то нового. И тут на глаза попалось объявление на HeadHunter о программе «Учитель для России». Привлекли её сразу две вещи: зарплата и миссия. «Я поняла, что нашла не просто возможность заработать + 35 тысяч к средней зарплате учителя, а единомышленников, программу, которая откликается внутренним позывам, и была просто в восторге от того, что такая возможность есть», – отмечает участница.
Переезд дался непросто. Важно было, чтобы близко находился детский сад, существовала возможность отдать ребёнка в садик, а сам город был недалеко от Пермского края: там остались у Елены пожилые родители. Всё это совпало в Дзержинске. И вот 1 сентября 2020 года наша героиня вышла в уже привычной роли – в качестве учителя истории и обществознания – на работу в школу.
Поскольку за плечами был значительный опыт проведения занятий у детей, иллюзии по поводу того, что ожидает в школе, у учительницы не было ни с точки зрения детей, ни с точки зрения коллектива. «Я была готова к любым раскладам», – уверенно заявляет Елена. Не было разочарований и из-за города. Участница с улыбкой вспоминает: «То, что дзержинцы называют пробкой, для нас, пермяков, – это вообще… Едешь в транспорте и говоришь мужу: “Мы сейчас в пробке с тобой постояли, судя по Яндекс.Картам”. Он удивляется: “Да?”»
Но отсутствие иллюзий совсем не значит отсутствие трудностей. Самым сложным для Елены было осознание того, что теперь прийти на урок плохо подготовленной она не может: «Раньше я была заместителем директора, и у меня было немного часов. Поэтому я могла на перемене перед занятием у 10 класса посмотреть тему и уже сходу сообразить, каким будет урок. Здесь так не выходит. У меня поднялась внутренняя планка, поэтому каждый урок должен быть максимально хорош, должен быть интересен и большая доля учеников в классе должна выйти с моего урока с чем-то новым. А это требует скрупулёзной подготовки».
Большую помощь оказывает и программа «Учитель для России», в том числе в методическом плане. По словам педагога, особенно полезными оказываются различные инструменты: их можно вводить в практику и они будут работать. И это несмотря на достаточно большой опыт преподавания до программы! «О чём-то я просто не догадывалась, что это может так работать, а о чём-то просто не знала. Во время участия в программе узнаёшь очень много нового», – заключает она.
О детях героиня говорит с восторгом и любовью. Она уверена: дети – классные всегда! «Для меня вообще нет разницы. Я даже, знаете, не понимаю, когда современные педагоги и тем более люди, которые не работали в школе, начинают говорить: “Ой, современные дети! С ними так сложно сейчас работать!” Дети – классные. Что 15 лет назад мне было здорово со студентами, что 5 лет назад, работая в Пермском районе, я понимала: есть увлечённые, замотивированные на учёбу дети, а есть такие, с которыми найти общий язык сложнее», – заявляет участница программы.
Миссия «Учителя для России» оказалась настолько близка Елене Тиуновой, что она уже сейчас высказывает желание стать участницей её команды в будущем и развивать её в Пермском крае, когда это всё-таки станет возможным. «А вообще, отработав эти полгода, понимаешь: последнее, что надо делать, – строить долгосрочные планы. Непонятно, что будет через полгода, тем более через два года. Есть отдалённое желание, чтоб появился “Учитель для России” в Пермском крае. Но я понимаю, что может поменяться всё. И я открыта ко всему новому!» – жизнеутверждающе завершила наш диалог девушка.
Валерия Филимонова,
Екатерина Апушкина