«ВОПРОСЫ ОТ ДЕТЕЙ – ЭТО ТО, ЧТО МЕНЯ ЗАРЯЖАЛО!»

28 декабря 2020 , 05:28

«Где родился, там и пригодился» – это точно не история Никиты Иванова, выпускника программы «Учитель для России» 2018 года. Будучи родом из небольшого города Чусовой Пермского края, молодой человек ещё во время учёбы в школе решил, что хочет стать кем-то большим, чем просто рабочий на заводе, хочет заниматься чем-то другим, более близким ему. Именно это желание вдохновило его сначала на поступление в филиал Высшей школы экономики в Перми, а затем и на работу в селе Тамбовской области. Подробнее о сомнениях Никиты, его радостях и желании помогать детям – в материале.

 

Никита родился и вырос в Чусовом – небольшом городе Пермского края с населением чуть больше 80 тысяч человек. Какая судьба обычно ждёт тех, кто не имеет возможности или не хочет переезжать хотя бы в региональный центр – Пермь? Работа на заводе после училища. Выпускник программы вспоминает: «Мне такой вариант – работать всю жизнь на заводе – не подходил, ведь с детства я не видел себя в этой сфере и этой профессии. Ещё в школьные годы у меня был диссонанс с тем, где я живу и чего я могу добиться. Поэтому единственным вариантом для меня стало продолжение обучения где-то в другом месте, а именно получение высшего образования. Я отучился 4 года в вузе на политолога, и незадолго до получения диплома у меня появилось желание работать с детьми, работать в школе».

 

Впервые о программе «Учитель для России» наш герой узнал из ленты «Вконтакте». На тот момент он учился на 3 курсе и только начинал задумываться о будущей карьере. Пост в образовательном паблике «Мел» стал для Никиты ключиком к продолжению размышлений о педагогической деятельности в будущем и к развитию в этой сфере. Ценности программы оказались очень близки ему, ведь когда-то он сам был таким же учеником небольшой школы, где возможности получить качественное образование сильно ограничены, где у большинства учащихся нет амбиций и зачастую жизнь детей предрешена: они с детства знают, какая судьба их ждёт и где они станут работать. Никита отмечает: «Всё это очень здорово сошлось с тем, что я наблюдал в образовании, с теми проблемами, которые я видел в этой сфере и которые мне хотелось решить. Также это очень хорошо накладывалось на мой собственный опыт ученика региональной школы».

 

Сомнения перед подачей заявки, как и во время прохождения испытаний, конечно, были. Но желание стать педагогом оказывалось на каждом этапе отбора всё же сильнее. Никита подал заявку в 2015 году, перед Новым годом, и в итоге вошёл в список участников второго набора программы (2016 года). Этапы отбора были практически те же самые, что и сегодня: анкетирование с различными вопросами, онлайн-собеседование, очный тур в Москве (сейчас такие туры проводятся уже и в других городах страны), предметное интервью (тестирование на знание предмета, который собираешься вести). Наконец, последнее – Летний институт, где готовят к выходу на работу в школу 1 сентября.

 

После прохождения Летнего института – пятинедельного образовательного интенсива – Никита попал в школу Тамбовской области. Она находилась в селе Татаново. По словам выпускника, это было здание, максимально далёкое от типичных представлений о сельских школах: «Это была новая, недавно построенная и достаточно большая школа. В неё было вложено много сил и денег, в ней был очень хороший педагогический состав, и это было большое везение, потому что многие школы таких возможностей не имеют, к сожалению». Он стал тьютором и учителем английского языка. Ожиданий от работы с детьми, как и у любого молодого педагога, у него было много. И они первые 1,5 месяца, пока шёл период привыкания детей и учителя друг к другу, оправдывались. Ребята с удовольствием работали, с нетерпением ждали от педагога новых интересных заданий. Но вскоре всё закончилась, и тогда началась настоящая работа: по тому, как вызвать у школьников интерес, как не дать им заскучать, как их мотивировать… Никита замечает, говоря об этом: «Конечно, хочется быть суперучителем и кажется, что у тебя всё для этого есть. Но в итоге ты оказываешься наедине с классом, и вот эта ежедневная работа разбивает все романтические представления о преподавании, потому что тебе надо каждый день приходить и делать свою работу хорошо. Тебе нужно, чтобы дети учились и видели смысл в том, зачем они вообще учатся. Это очень сложно. И если делать это хорошо как педагог, а не как цербер, которого спустили на детей, то это будет отнимать очень много сил. Пожалуй, это был для меня самый главный челлендж, с которым приходилось сталкиваться каждый день».

 

Но самым сложным оказалось для Никиты Иванова в школе не постоянное создание новых интересных заданий для детей, а необходимость взглянуть на действительность в этой школе глазами ребят. Ведь кто-то был в 5–6 классе и даже не думал о будущей профессии, а кто-то просто знал, что станет трактористом, и не хотел большего.

 

Несмотря на все сложности, у бывшего участника программы всегда было что-то, что его вдохновляло. Это что-то – дети, коллеги и сама программа. Никита признаётся: «Самым классным, что сильно меня заряжало, были вопросы от детей, причём не только по моему предмету. Когда они вступали со мной в диалог, начинали задавать мне вопросы, я тоже начинал спрашивать их о чём-то и получал от них честные ответы. Это давало мне понять, что то, что происходит, – не зря. Это если говорить с человеческой точки зрения. Если с профессиональной точки зрения, то меня вдохновляли ребята, которым нравилось говорить по-английски, набрасывать варианты того, как они хотят себя реализовать, и которые обсуждали это всё со мной».

 

Два года программы стали, по словам Никиты, мощным толчком в сторону развития: как личностного, так и профессионального. Знания по методике преподавания, умение взаимодействовать с детьми, договариваться с ними, быть открытым к обратной связи от людей, которые окружают, – вот лишь некоторое из того, что дала ему программа за время, проведённое в школе. Герой добавляет: «Программа очень помогает в развитии soft skills. Ты начинаешь много общаться с людьми, проводишь много времени рефлексируя. Сейчас я во многом полагаюсь именно на то, что я получил во время участия в “Учителе для России”: в плане общения с людьми, в плане умения договариваться, в плане разработки планов мероприятий и составления обратной связи».

 

При выборе пути после двух лет работы в школе Никита остановился на продолжении карьеры в самой программе «Учитель для России» – в качестве рекрутера. Другими словами, он помогал подбирать будущих педагогов, консультировал их по различным вопросам. Почему не педагогика? Никита отвечает: «Мне хотелось помогать программе и дальше, но я не видел себя как учителя. Я хотел быть преподавателем, который в совершенстве знает свой предмет, но не видел себя в этой роли в школе, потому что дисциплины, которые я вёл, не давали мне этого отклика. Мне хотелось заняться развитием в конкретной области. На тот момент я находился в поиске этой области, при этом у меня хорошо получалось заниматься привлечением людей куда-либо. Именно поэтому я пошёл в рекрутинг».

 

Сейчас Никита Иванов работает уже в другой сфере, но частично она тоже связана с образованием. Он занимается созданием контента для разработчиков видеоигр: помогает им развиваться, получать новые знания, делиться этими знаниями и обмениваться опытом. Сам герой отмечает, что опыт участия в программе был очень полезным и что, возможно, он когда-нибудь вернётся к преподаванию в школе: «Мне кажется, что я в итоге вернусь к тому, с чего начал, а именно к школе. Но только тогда, когда уже достаточно прокачаюсь и смогу делиться знаниями на более глубоком уровне, чем делал это раньше». А будущим участникам он дал такое напутствие: «Узнайте как можно больше о программе: с её сайта, от выпускников, от тех, кто работает прямо сейчас. Кроме того, обязательно попробуйте себя в работе с детьми ещё до отборов! Ведь все школьники разные, и получить первое впечатление от педагогической деятельности и понять, каково это, очень важно».

 

Валерия Филимонова,

Михаил Арсланов