«УЧИТЕЛЬ ДЛЯ РОССИИ»: СООБЩЕСТВО «СВОИХ» ПЕДАГОГОВ

8 февраля 2021 , 12:05

Сегодня пойдёт речь сразу о двух пермских участниках программы: Фёдоре Бажанове и Ульяне Гилёвой. Свои истории молодые педагоги рассказали на онлайн-встрече 28 января, ответив на вопросы слушателей. Модератором выступила рекрутер программы «Учитель для России» на Урале Арина Плюснина.

 

Первым вызвался Фёдор, и не случайно: он уже не участник, а выпускник и сейчас является методистом программы по истории и обществознанию. Молодой человек родился в Перми, с детства жил в Закамске. Образование получил в Пермском госуниверситете (ПГНИУ) на историко-политологическом факультете. О программе узнал так: сначала попробовал на 4 курсе преподавать в школе, потом – через год, во время написания диплома на 5 курсе, – стал думать, чем же ему хочется заниматься в жизни, после 2 года работал в Кондратово учителем и, только пройдя через всё это, решил, что нужно искать альтернативу педагогической деятельности в массовой школе. Так и пришёл к подаче заявки на участие в «Учителе для России».

 

  

«На первый год мне выбрали школу в Ермолино в Калужской области. У меня был единственный запрос к программе – директор должен быть компанейский, помогать мне развиваться, потому что мне интересно было что-то менять в школе», – вспоминает Фёдор.

 

Кроме того, участник является одним из основателей нынешнего активно развивающегося проекта «Одинаково разные». Он направлен на то, чтобы помочь детям-инофонам социализироваться в российской школе.

 

Педагог рассказывает: «Я был не только учителем истории и обществознания, но и руководителем проекта “Перелётные дети”. Я также помогал детям-мигрантам социализироваться в российском образовании».

 

После выпуска из программы в 2018 году Фёдор продолжил карьеру педагога. Сейчас он работает в частном лицее «Ковчег XXI век» в Московской области, поддерживает участников «Учителя для России» как методист и всё так же помогает детям в проекте «Перелётные дети».


95 % участников программы остаются работать в сфере образования: учителями, сотрудниками некоммерческих организаций, организаторами собственных проектов.


 

– Как изменилось Ваше восприятие школы?

 

– В институте нам дали установку, что урок – это про цели, про предмет, про контакт, про проекты. Меня заразили этой идеей. В целом как изменилась моя жизнь после программы? У меня появились люди, у которых я могу получить обратную связь, появилось сообщество, которое заряжает, даёт идеи. Мы сошлись с «Учителем для России» идейно. Я получил здесь поддержку, которой мне не хватало в начале пути.

 

 


Участники программы «Учитель для России» едут работать в школы в отдалённые региональные школы. Параллельно с этим они обучаются, прокачивая свои навыки педагога, а также личностные качества: лидерство, коммуникацию, даже ораторское мастерство – ведь они выступают перед аудиторией детей. Такая комплексная переподготовка помогает выпускать из программы качественных замотивированных специалистов.


 

Также рассказала о своей жизни и педагогической деятельности в другом регионе Ульяна. Она родилась и получила образование в Перми, а о программе впервые услышала на 1 курсе НИУ ВШЭ, поступив на политолога. Как и многие, на 4 курсе во время диплома, работая уже в школе в Верещагино и занимаясь репетиторством, девушка задумалась о будущем. И тут как раз вспомнила о том, что существует «Учитель для России». Правда, подала она заявку уже в последние дни набора, в мае: «Наверное, в этом был минус, потому что не было возможности погрузиться больше в программу, узнать о школах, пообщаться с участниками».

 

Ульяна прямо сейчас является участником программы. Сейчас идёт её первый учебный год с «Учителем для России» — в маленькой школе села Сосновка Новосибирской области. Всего сюда ходит чуть больше 40 детей: в начальной школе 20, в средней и старшей – столько же. Выбрала Ульяна своим предметом не свои профильные историю и обществознание, а дисциплины начальной школы. Почему? Должность учителя истории уже была занята, да и комфортнее девушке было работать с маленькими ребятами. Чтобы работать учителем начальных классов, девушка, как и все участники, прошла серьёзный отбор, в том числе проверку предметных знаний.

 

Участница признаётся: «Сравнивая себя 1 сентября и сейчас, я могу сказать, что являюсь уже другим человеком. Это и профессиональный, и личностный опыт, и опыт взаимодействия с детьми. Вначале я сильно переживала, а сейчас уже спокойно готовлюсь к урокам, прихожу в класс».

 


Участники программы проходят серьёзный отбор. В него входит анкетирование, видеоинтервью, онлайн-тур и проверка предметных знаний.


 

– С какими трудностями жизни в селе Вы столкнулись?

 

– На самом деле жить в селе очень комфортно летом, весной и осенью. Тем более в Сосновке. Здесь очень красиво. Но зимой печку нужно топить много, особенно в сибирские морозы минус 40 – минус 45 градусов. И это было неожиданно для меня. К таким бытовым трудностям я не была готова: печку топить, ходить за дровами, углём. Поначалу было непривычно, но сейчас я живу с участницей программы. Мы приспособились ко всему, и стало спокойнее.

  

  

За спиной у Ульяны лежат школьные учебники, после встречи она будет готовиться к новому учебному дню. Фёдор готовится ехать в школы Калужской области к учителям, которых он курирует как методист: смотреть на то, как проходят их уроки, вместе разбирать. Задача методиста – подсказать, как сделать уроки насыщеннее и интереснее для конкретных ребят в классе. «Сделать каждого ребёнка автором своей жизни» – так звучит девиз программы «Учитель для России». И взрослые, которые приходят в программу как участники, начинают это авторство с себя. Чтобы стать учителем, каждый из них выбирает программу и её поддержку, готов сменить место жительства на 2 года, погрузиться в контекст другого региона, другой школы, детей. И Ульяна, и Фёдор, и другие участники программы идут на этот шаг осознанно. Выбирая этот путь, они меняют общество, в котором живут.

 

Все участники – разные, но уверенно сходятся в одном: педагогика – это действительно их дело, их путь, а программа «Учитель для России» им помогает в реализации и раскрытии своего потенциала.

 

Новый набор в программу «Учитель для России» идёт прямо сейчас и продолжится до середины мая. Как заметила наша героиня Ульяна, заполнение заявки и прохождение отбора лучше не оставлять на последний момент — так у вас будет больше возможностей при распределении по школам. Если вы хотите подать заявку, заполните анкету на сайте. А если у вас остались вопросы, вы можете задать их рекрутеру Арине Плюсниной aplyusnina@uchitel.ru. Пермячка координирует привлечение и отбор участников с Урала, в том числе из Перми.

 

Валерия Филимонова