ОБУЧАЙ, ПОМОГАЙ: "УЧИТЕЛЬ ДЛЯ РОССИИ"

4 декабря 2020 , 07:24

Небольшие зарплаты,плохая инфраструктура – вот лишь некоторые причины, почему молодые специалисты-педагоги стремятся уехать из небольших населённых пунктов в город. Поэтому хороших учителей в региональных школах остаётся очень мало, а дети не могут получить качественное образование. Но для решения этой проблемы, помимо государственных, существуют и общественные программы, заинтересованные в пополнении педсостава школ настоящими профессионалами. Яркий пример – программа «Учитель для России». Запущена она была 6 лет назад по инициативе двух студенток СПбГУ.

 

Нехватка молодых учителей в российских регионах – пожалуй, одна из самых актуальных на данных момент проблем в нашей стране. Это подтверждает и Министерство образования. Согласно статистике, сейчас в образовательных организациях Пермского края (ДОУ, ООУ, УДО, СПО) работает 9893 педагогов в возрасте до 35 лет (25 % от общей численности педагогов). Если говорить об учителях, чей стаж менее 3 лет (которые больше всего подходят под категорию молодых специалистов), то их в сфере образования насчитывается 3332 человека (8,4 % от общей численности).

 

Эти и многие другие вопросы, связанные с образованием, мы затронули 20 ноября на онлайн-встрече с Ариной Плюсниной – уральским рекрутером программы «Учитель для России». С улыбкой девушка призналась, что стала частью команды всего месяц назад и очень вдохновлена тем, что программа заинтересована в сотрудничестве с Пермским краем и областями Уральского округа. Ранее Арина работала в фонде «Дедморозим» – совершала чудеса для детей со смертельно опасными заболеваниями и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

«Невозможно не замечать проблему социального неравенства в российских школах, когда становишься родителем. Я точно не готова быть частью проблемы и хочу стать частью её решения. Хочу помогать детям становиться авторами своей жизни, приводить в школы новых учителей. Я верю, что изменения в системе школьного образования необходимы и возможны», – делится Арина.

 

Так что же такое «Учитель для России»? Это образовательная программа для будущих учителей. Её прототип – международная сеть программ Teach for All, благодаря которым выпускники вузов уезжают в небольшие населённые пункты, чтобы обучать там детей. То же самое и в «Учителе для России». Взрослые с высшим образованием, прошедшие строгий отбор, приезжают в сельскую местность, в посёлок городского типа или просто в маленький город и знакомятся со школой. Именно там они и проводят следующие два года, переживая вместе с командой программы все печали и радости преподавания. «Так сглаживается социальное неравенство, которое существует сейчас в нашем обществе, решаются многие образовательные проблемы», – уверена рекрутер.

 

Кто они – люди, готовые всегда прийти на помощь будущим педагогам? Кто входит в команду программы? Это рекрутеры, методисты и кураторы. Как можно догадаться, первые подбирают и отбирают участников, вторые помогают им сделать уроки интересными и запоминающимися, а последние оказывают психологическую помощь, как бы напоминая им: вы не одни, не одиноки, мы с вами!

 

Наверное, вы подумаете: «А как же жильё? Где и на что живёт учитель? Ведь все мы знаем, какие в школе зарплаты…» Всё очень просто: программа поддерживает участников и с этой стороны. Дополнительно к окладу каждый месяц педагог получает 15 тысяч рублей на съём квартиры или дома, а также стипендию – 20 тысяч рублей.

 

Но чтобы стать учителем детей из отдалённых уголков нашей страны, участники проходят строгий отбор. Он состоит из 4 этапов и длится до полутора месяцев. Анкета с кейсами и эссе, видеоинтервью, очный тур с проверкой лидерских качеств и умения работать в команде, задания на знание предмета и, наконец, Летний институт. Не каждый сохранит энтузиазм после стольких испытаний! 1 сентября выходят на работу в школы регионов нашей страны действительно самые стойкие и целеустремлённые.

 

Пока педагоги уезжают только в 7 регионов (Ямал, Воронежская, Калужская, Нижегородская, Тамбовская, Новгородская, Новосибирская области), среди которых нет Пермского края. Однако каждый год этот список расширяется, и это очень радует. Так что у Прикамья ещё всё впереди, тем более что в программе «Учитель для России» заинтересованы и директора школ Прикамья.

 

Юрий Михайлович Трухин, директор МАОУ «Гимназия № 5» (г. Краснокамск):

«Среди учителей в нашей гимназии есть те, кто пришёл в школу без педагогического образования и получал его дополнительно. Но они, конечно, не слышали об этой программе. Я считаю, что этот проект будет очень полезен для отдалённых территорий, для их развития. Ведь педагоги, участвующие в этой программе, приходят в школы с другой мотивацией, с другим пониманием того, что такое преподавание и что они могут дать детям. Я был бы рад сотрудничать с такими людьми».

 

 

Наталья Николаевна Плешкова, директор МБОУ СОШ № 3 города Нытва имени Ю. П. Чегодаева:

«Сейчас у нас в штате всего 58 педагогов. Среди них есть учитель, который пришёл по программе “Жильё для учителя”, три молодых педагога, приехавших из сёл, и в этом году присоединилась наша выпускница.

 

А если говорить о программе “Учитель для России”, то я считаю, что она может быть очень интересна и полезна в первую очередь самим молодым педагогам. И наша школа, если бы поступило такое предложение, конечно, приняла бы её участников».

 

 

«Учитель для России» оказывается дверью в новую профессию, в новый мир для многих начинающих педагогов. Ведь неслучайно после двух лет преподавания остаётся работать в образовании большинство – 90 %. И не только в роли учителей: кто-то уходит в образовательные организации, желая улучшить существующую ситуацию в этой сфере, а кто-то понимает, что его призвание – быть частью программы и помогать будущим педагогам. Сценарии разные, но итог один: получив новый уникальный опыт, люди чуть лучше понимают, что такое педагогика, и уже знают, как и что нужно делать, чтобы помочь детям из глубинки получить качественное образование.

 

«Наша программа – это альтернативный вход в профессию. Здесь нет ограничений по возрасту или образованию. “Учителя для России” очень разные: кто-то только окончил вуз, а кто-то получил диплом много лет назад и при этом работал всю жизнь совсем в другой сфере – например в бизнесе. Пробуйте, подавайте заявку: шанс есть у каждого!» – завершила вдохновляющим напутствиемвстречу Арина.

 

Существуют в нашей стране и государственные альтернативы этой программе. Один из примеров – программа «Земский учитель». Благодаря ей в сельские школы приезжают опытные преподаватели не только с высшим, но и со средним педагогическим образованием. Каждому участнику выплачивается 1 миллион рублей, однако при этом он должен отработать в выбранном месте не менее 5 лет. В этом году, по данным Министерства образования, такой возможностью воспользовались уже 37 учителей, а в 2021, 2022 и 2023 годах планируется пригласить на работу ещё 92 специалиста.

 

Эпидемия коронавируса показала нам, насколько хрупка человеческая жизнь. Наверное, каждый хоть раз в это нелёгкое время задумывался о том, каксделать этот мир хоть немного лучше. Программа «Учитель для России» – это прекрасная возможность помочь другим и самому научиться чему-то новому. Кто знает, может быть, эта программа станет глотком свежего воздуха и возможностью переосмыслить всё происходящее именно для вас?

 

Валерия Филимонова