"МЕНЯ ОЧЕНЬ ВДОХНОВЛЯЮТ ДЕТИ"

14 декабря 2020 , 12:19

А мы продолжаем рассказывать о программе «Учитель для России». В каждую волну набора команда этой программы получает множество заявок на участие. До конца доходят немногие, однако среди тех, кто в итоге идёт работать в школу, есть как недавние выпускники вузов, так и люди с многолетним опытом в совершенно различных сферах. Сегодня мы расскажем о молодом педагоге, которая окончила филологический факультет ПГНИУ в нынешнем (2020-м) году и сразу же после этого решила кардинально изменить свою жизнь, переехав в Калугу. Это Анастасия Сергеевна Макарова, учитель русского языка и литературы школы № 8 города Калуги, работающая по программе уже четвёртый месяц.

 

Анастасия родилась и выросла в Пермском крае – в Усть-Качке. В университет поступила уже в Пермь – в ПГНИУ на филологический факультет. Ещё на втором курсе, случайно увидев контекстную рекламу в Instagram, девушка подумала о том, что попробовать себя в педагогической деятельности да ещё и в небольшом городе или сельской местности – отличная идея. Но мысли об этом так и остались мыслями. До дела не дошло, ведь на руках у неё не было пока что диплома о высшем. Вернулась к размышлениям об участии в программе Анастасия уже на 4 курсе после педагогической практики. Она вспоминает: «На педагогической практике мне очень повезло с наставницей и с классом, поэтому я взглянула на работу с детьми с другой стороны – поняла, что в этом есть своя романтика, вдохновилась этой идеей. Тогда и вспомнила сразу о программе и подала заявку (это было в марте): заполнила анкету, стала ждать результатов». Причин выбора именно такого дальнейшего пути было несколько: кризисное эмоциональное состояние, желание самостоятельно зарабатывать и жить отдельно от родителей, папа-педагог, желание попробовать работать с детьми.

 

После четырёх этапов отбора (которые, кстати, все прошли дистанционно из-за пандемии) будущая учительница уже очно встретилась с ребятами из программы (только в середине августа!), а затем с 1 сентября вышла на работу в школу № 8. Оглядываясь назад, Анастасия признаётся, что первое время работать было безумно тяжело. И это несмотря на поддержку со стороны команды «Учителя для России». «Мне было очень тяжело первое время найти общий язык с детьми, следить за дисциплиной.

 

Сейчас стало гораздо легче, и я рада, что уже пережила этот период», – заключает девушка.

 

Благодаря программе и прекрасному педагогическому коллективу школы Анастасия никогда не чувствует, что она одна. Вокруг – всегда люди, которые помочь, поддержать. «В команде программы – профессионалы, которые постоянно следят за тем, какие уроки мы готовим. Например, я каждый месяц отсылаю свои материалы для уроков методисту на проверку. То есть мне говорят, как правильно строить уроки, как сделать их увлекательными, весёлыми, всегда дают комментарии по поводу наработок. Ещё в школе есть куратор и учитель-наставник (тоже филолог). Всегда от всех есть обратная связь», – рассказывает девушка. И это – не считая финансовой поддержки от «Учителя для России» и обучения по программе профпереподготовки в НИУ ВШЭ.

 

Самым сложным сейчас для Анастасии остаётся поддержание дисциплины в классе. Однако она с радостью замечает: «Сейчас у меня это уже стало получаться! Например, с 7 классами». Но на этом трудности не заканчиваются. По словам девушки, для неё сложно сейчас, пожалуй, всё. Одна из причин – оторванность учёбы в университете от реальности – будущей деятельности на работе: «Во время учёбы на филфаке мы занимались совсем другим, не повторяли школьную программу по литературе, например. Хоть я и окончила в этом году университет, мне всё равно приходится теперь всё заново вспоминать при подготовке к урокам».

 

Справляться со всеми сложностями и преодолевать преграды помогает девушке общение. С другими участниками программы, с педагогами, с людьми из совершенно других профессиональных сфер. По её словам, всегда обязательно нужны люди, которые работают вне твоей сферы. Это отвлекает от школьного мира и помогает посмотреть на себя со стороны. Ещё полезно бывает провести время наедине с собой: «Иногда я остаюсь после уроков в кабинете, достаю булочку, пью чай. Благодаря этому тоже восстанавливаюсь после тяжёлого дня».

 

Несмотря на все трудности, Анастасия верит, что у неё всё получится и всё впереди. Профессия учителя вдохновляет её, и много чем. «Меня очень вдохновляют дети. Вдохновляют ребята, которые подходят после уроков и задают дополнительные вопросы. Например, 5-классникам рассказывала когда-то про роды и жанры литературы. Один из них подошёл после урока и спросил, какие ещё жанры бывают, что такое ода, и т. д. Конечно, вдохновляют и дети, которым интересно учиться, которые просятся на олимпиады. Нравится видеть их интерес к предмету. Очень радует и когда получается урок. Интересно постоянно что-то придумывать для детей: например, я создала для них систему сертификатов, чтобы поощрять их и поддерживать в классе дисциплину», – с улыбкой рассказывает молодой педагог.

 

Завершилась наша беседа с Анастасией напутствием – советами для будущих «учителей для России»: «Не надевайте розовых очков. Всё гораздо сложнее, чем может показаться. Накопите побольше денег, потому что переезд – это затратно в любом случае. Всегда верьте в себя и повторяйте себе, что проделали большой путь, чтобы стать “учителями для России”. И ещё запишитесь с начала работы в школе к психологу, чтобы избежать кризисов. Потому что здесь есть очень разные ученики. У меня, например, есть ребята, которые голодают, есть те, кто на грани нищеты, есть те, у кого родители – алкоголики».

 

Что изменится в жизни Анастасии Макаровой через два года – пока что неизвестно. Некоторое время назад она думала, что вернётся после окончания программы в Пермский край и станет способствовать тому, чтобы в её родной Усть-Качке появились «учителя для России». Но сейчас обстоятельства изменились, и девушка уже очень хочет остаться в Калужской области и стать куратором программы, чтобы наставлять ребят – таких же начинающих педагогов.

 

Истории других педагогов – участников программы «Учитель для России» из города Перми и Пермского края читайте в следующих материалах.

 

Валерия Филимонова