Наталья Ивановна Аверьянова: «У педиатрии женское лицо!»

10 января, 19:52

Наталья Ивановна Аверьянова – врач со стажем заведования кафедрой пропедевтики детских болезней ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера более 40 лет, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, лауреат премии Пермского края в области науки 1-й степени «За лучшую работу в области медицинских наук». Всего в педиатрии Наталья Ивановна проработала почти 60 лет и, несмотря на почётный возраст, продолжает делиться со студентами и практикующими врачами опытом и знаниями «пермской медицинской школы», а также искренней любовью к профессии.

 

Наталья Ивановна, скажите, кто сейчас педиатр и в чём его задача?

– Самая женская на свете профессия – врач-педиатр. 90% педиатров – это женщины, а в поликлиниках этот показатель стремится к 100%. У педиатрии женское лицо! Педиатры наблюдают ребёнка с первого вдоха, появления его на свет до передачи во взрослую сеть сформировавшимся 18-летним человеком. Основная задача врача-педиатра – сохранить, укрепить здоровье детей, заложить основы здоровой полноценной жизни на долгие годы. На плечах педиатров лежит огромная ответственность за здоровье не только конкретного ребёнка, но и всего будущего поколения.

 

Как, на ваш взгляд, педиатр работает с семьёй? Какие пути проходит с ним мама?

– Забота о будущем человеке начинается ещё в дородовом периоде, когда в «Школах беременных» педиатры готовят будущих мам к встрече с новым членом семьи. Радует, что таких школ становится всё больше, ведь в них идёт подготовка семьи не только к родам и счастью появления малыша, но и к встрече с трудностями, которые придётся пережить.

 

В роддоме, помимо гинеколога, с женщиной работает педиатр-неонатолог. Он занимается адаптацией новорождённого к новой среде обитания, оценивает состояние здоровья малыша, закладывает основы правильного грудного вскармливания.

 

Следующий этап – наблюдение участковым педиатром, который посещает новорождённого на дому сразу после выписки из роддома, осуществляет контроль за здоровьем и развитием ребёнка, проведение профилактических прививок и, конечно, лечение ребёнка вплоть до окончания школы.

 

Отдельный пласт работы педиатров – школьная медицина. К окончанию школы к первой группе здоровья (полностью здоровые дети) относятся менее 10% выпускников. Прежде всего, у детей возникают проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нарушения зрения, болезни органов пищеварения, аллергическая и эндокринная патология, ожирение. Всё чаще стали встречаться заболевания сердца и сосудов, большой проблемой становятся неврозы, девиантное поведение, депрессивные состояния и даже психические расстройства.

 

Какова роль современного школьного врача? В чём причина нарушения здоровья школьников?

– В настоящее время недооценена роль школьного врача, задача которого – сохранение здоровья детей за время обучения в школе. У школьного врача множество обязанностей. Это, прежде всего, создание оптимального микроклимата в классах, контроль за мебелью, расписанием, физической активностью детей, профилактика перегрузок и стрессовых ситуаций. Большая роль отводится прививочной работе, диспансеризации, своевременному выявлению заболеваний на ранних стадиях. Очень важная задача – контроль за школьным питанием, которое в сейчас находится не на должном уровне.

 

А какие проблемы, на ваш взгляд, в школьном питании?

– Начнём с того, что подрядчики, обеспечивающие питание в школе, выигрывают аукцион на данные работы по принципу «кто предложит ниже цену», следовательно, в их интересах экономить на продуктах. Иногда привозят уже готовые блюда, которые были приготовлены заранее. Экспертиза показывает, что качество такого питания тоже неудовлетворительное.

 

Кроме того, не все школьники обеспечены горячим питанием, так как в обязательном порядке оно положено только детям из малообеспеченных семей. Многие школьники отдают предпочтение перекусам, снекам, газированным напиткам, шоколадным батончикам, то есть вместо горячего питания получают «пищевой мусор», что со временем приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

 

Какие факторы негативно сказываются на здоровье ребят вне школьного процесса обучения?

– Современные школьники мало времени проводят на свежем воздухе, много времени уделяют гаджетам, что чревато проблемами со зрением, осанкой, состоянием нервной системы, нарушениями сна. Мы живём в промышленном городе, поэтому экология тоже негативно сказывается на здоровье. Продукты питания с пищевыми добавками, консервантами и усилителями вкуса, большое количество сахара в еде и напитках влияют на наше здоровье гораздо сильнее, чем нам кажется.

 

Только вместе: семья, школа и медицина – мы можем комплексно решить вопрос здоровья наших детей.

 

Как вы можете оценить подготовку педиатров на данный момент?

– Сейчас на государственном уровне существует большая проблема дефицита педиатров как в крупных городах, так и в сельской местности.

 

Чтобы быстрее ликвидировать этот дефицит, в настоящее время выпускники нашего педиатрического факультета после шести лет учёбы в вузе сразупроходят первичную аккредитацию специалиста, после которой уже могут работать в первичном звене здравоохранения на педиатрическом участке или в образовательном учреждении.

 

Популярна ли сейчас профессия педиатра? Нужно ли что-то делать для привлечения абитуриентов в эту профессию?

– Вопрос актуальный. Профессия врача у молодого поколения стала менее популярна. Причин немало: они знают, что это нелёгкий труд, при этом профессия недостаточно хорошо оплачивается по меркам современной жизни. Когда я поступала в наш медицинский институт почти 60 лет назад – был огромный конкурс! Перед обществом стоит задача сделать профессию врача, не только педиатра, более популярной и привлекательной для молодёжи. Я вижу много заинтересованных детей и абитуриентов, у которых душа лежит к медицине, к профессии врача, но они нередко выбирают другую профессию именно по причине финансовой нестабильности в государственной медицине.

 

К сожалению, в настоящее время многие студенты зачисляются в вуз по остаточному принципу, на данный момент проходной балл из-за отсутствия конкурса достаточно низкий. Это огромная проблема, и в будущем она может значительно снизить интеллектуальный и профессиональный уровень наших врачей.

 

Я знаю, что вы начинаете обучать педиатров уже с первого курса, практически встречаете их с момента поступления в университет. Расскажите, почему именно их.

– Студенты в настоящее время начинают знакомство с педиатрией на первом курсе с нашей кафедры пропедевтики детских болезней и обучаются на ней в течение четырёх лет. Я считаю важным с самого начала ввести их в предмет, познакомить с будущей профессией, вопросами деонтологии, истории педиатрии. На первом курсе важно не только согласно программе учить студентов уходу за детьми, но и неформально общаться, рассказывать об интересных случаях из практики, выдающихся педиатрах. На первом курсе важно привить любовь к профессии!

 

Какие ориентиры были на вашем профессиональном пути? Какие люди вас вдохновляют?

– Через мои руки прошли тысячи выпускников нашего педиатрического факультета, я в педиатрии почти 60 лет. Бывает, идёшь по улице, к тебе бросается незнакомый человек, причём уже немолодой, со словами: «Наталья Ивановна, здравствуйте! Вы меня учили!» И далее следует рассказ, как эта женщина училась 40 лет назад на нашей кафедре, потом всю жизнь проработала в крае участковым педиатром, а сейчас уже вышла на пенсию и переехала в Пермь! Такие встречи не проходят бесследно.

 

Примером в работе для меня всегда была моя учительница, профессор Аделаида Ивановна Егорова. Именно она привила мне любовь к педиатрии, под её руководством я защитила кандидатскую диссертацию. Ещё одним важным и незабываемым человеком в моей жизни была доцент Галина Константиновна Князькова – великий педиатр! Все, кто прошёл через её наставничество, стали настоящими педиатрами. Я ценю и уважаю труд всех педиатров и, конечно, моих учеников, педиатров нашей больницы им. П.И. Пичугина, специалистов высокого класса.

 

Что бы вы могли пожелать накануне Дня матери женщинам и мамам?

– Мать и ребёнок – это единое целое. Здоровье ребёнка – это счастье матери. А главный помощник в сохранении здоровья – это врач-педиатр. И этой беседой сегодня я хочу донести важную мысль, что здоровье и благополучие молодого гражданина нашей страны – это огромная коллективная ответственность семьи, педагогов и врачей-педиатров. Хочу сказать: занимайтесь своими детьми! Их воспитанием, питанием, дарите им любовь, ведь растущий человек – ментально хрупкий организм, отчаянно нуждающийся в материнской заботе, защите и любви.