Поговорим о счастье?

28 июня 2019 , 08:16

18 июня юные журналисты из нескольких пермских школ познакомились с психологом Анной Печёркиной – магистром психологии, исследователем, старшим преподавателем кафедры психологии развития, а также сотрудницей Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ. Анна обучает студентов всех направлений: и технических, и естественнонаучных. И изучает счастье! Как же можно его изучать? Таким был первым вопрос у ребят.

Анна Печёркина: Темой счастья мы занимаемся уже шесть лет. Сначала в рамках гранта под кураторством моего научного руководителя С.Ю. Ждановой совместно с кафедрой лингводидактики. Сейчас это тема научных изысканий в моей кандидатской диссертации. Изучать счастье с научной точки зрения сложно, ведь эта категория обширно представлена в обыденном сознании. И имеет много значений. С одной стороны, счастье – это ценность, все стремятся заполучить свой заветный «кусочек счастья»; с другой – состояние, которое переживается человеком во времени.

Кросс-культурные исследования показали различия в уровне счастья у представителей разных стран. Россия в таких рейтингах находится примерно на 40-50 месте из 150. Мы сосредоточились на том, как счастье показано в российской и американской культурах. Предлагали российским и американским студентам вузов вспомнить о состоянии, в котором они чувствовали себя счастливыми. Все рассказы записывали на видео, после чего анализировали вербальные и невербальные единицы рассказов.

Какую интересную закономерность мы обнаружили? В России счастье – это результат достижения. Наши студенты рассказывали о поступлении в университет, совершённом путешествии или полученном подарке. В рассказах американских респондентов, и это очень удивило нас, счастье представлено протяжённостью. «Это что-то, переполняющее меня», – говорили студенты.

Мы обращали внимание и на жестовое сопровождение устного высказывания. И предположили, что можно выделить «жест счастья»: ладони, обращённые тыльной стороной вверх, будто человек держит в руках шар. Это результаты контент-анализа текстов и математико-статистической обработки полученных данных.

Узнав о научной деятельности нашей собеседницы, мы задали Анне несколько вопросов, волнующих нас лично. На протяжении всей встречи девушка улыбалась и смеялась, хоть и обсуждаемые темы были не всегда позитивными. Как профессионал, Анна излучала спокойствие и тепло. Думаю, с такими качествами легче помогать людям.

Юнкор: Насколько важны очные встречи с психологом? Или можно эффективно выстроить взаимодействие с помощью онлайн-сервисов?

Анна Печёркина: В Перми обращаться с проблемами к психологам пока не так принято. Это обусловлено уровнем психологической культуры – она пока только зарождается. Многие считают, что психолог – то же, что психиатр. Конечно, это не так. Во всём мире люди обращаются к психологам, чтобы повысить качество жизни. Такое общение продуктивнее дружественных посиделок. Психолог объективен и не включён в ваш жизненный контекст. Общения в режиме онлайн возможно в различных форматах: письменные практики, марафоны, скайп-консультации, тренинги. Но они не решают серьёзных проблем. А с онлайн-курсами я советую быть осторожнее. В интернете много «псевдопсихологов». Проблема в том, что люди часто думают, будто они сами себе психологи. А главный конкурент профессионального психолога – гадалки и экстрасенсы.

Юнкор: Я подросток, и постоянно потребляю информацию из интернета. Меня сложно чем-то удивить, ничто не вызывает эмоций. Как сделать так, чтобы жизнь не казалось пресной?

Анна Печёркина: К сожалению, в психологии нельзя, как в математике, сложить a и b, а в результате получить c. Чтобы понять причину снижения эмоционального фона, важно задать вопрос о деятельности человека, понять, в чём он успешен, где и насколько чувствует себя уверенным и неуверенным. Потребность в поиске информации скорее всего вторична. Возможно, стоит найти сферу для самовыражения. Важно, чтобы человек был задействован в том, что приносит ему радость. А ещё, тем, кто привык бесцельно блуждать по просторам интернета, рекомендуется «цифровая диета».

Мы узнали о том, что у психолога, оказывается, тоже есть психолог. Такой вот парадокс!

Анна Печёркина: Нельзя заниматься практикой, пока мы не разобрались со своими нерешёнными вопросами. Такой практикой можно навредить. А ещё у нас есть супервизор. С ним мы обсуждаем сложные ситуации в работе с клиентом. Иногда проводим целые встречи в профессиональном кругу. Широко распространён миф о том, что можно отучиться в университете и сразу же стать психологом. Это не так. Нужно пройти практику жизнью.

Вот так познавательно и душевно прошла встреча с Анной Печёркиной – учёным, который исследует счастье.

Виктория Закирзянова,
юнкор гимназии №8