Работа без интереса – бесплодная работа

23 июля 2019 , 08:37

В рамках проекта «Профессиональная разведка» ученики школы №37 посетили Музей-диораму в Мотовилихинском районе г. Перми. Ребят встретила заведующая музеем Ирина Анатольевна Пятаева. Энергичная, озорная группа на мгновение замерла: то ли непривычная музейная атмосфера, то ли гулкая акустика, то ли неравнодушие к своему делу хозяйки остановили их.

Школьники оказались в музее, возведённом рядом с памятником Борцам революции, которому в 2020 году исполнится 100 лет. Вечный огонь историко-революционного комплекса был зажжён в 1963 году от первой мартеновской печи пушечного завода. Здание музея было возведено в 1970 году, реконструировали его в 1987, и теперь старое и новое здания разделены символичными стилизованными деревянными воротами.

Сегодняшним посетителям музея особенно повезло: Ирина Анатольевна не просто провела экскурсию, но и познакомила с «изнанкой» музейной работы. Команда узнала, каким образом распределяется работа внутри музея и как по её результатам готовятся экспозиции и выставки.

«Это только кажется, что за недвижимыми музейными витринами не стоит никакой работы. Однако давайте уберём всё из этого красивого зала – останутся одни голые стены», – отметила Ирина Анатольевна.

Каким образом проводится научно-исследовательская работа в музее? Стоит заметить, что это базовая работа – с неё всё начинается. У научного сотрудника музея возникает мысль организовать новую экспозицию. Он выбирает эпоху, местность, придумывает общую концепцию композиции и начинает сбор материала. Научные сотрудники посещают архивы города, библиотеки и музейные фонды: перебирают тонны документов, подбирают цифры и факты, подходящие коллекции.

Забегая вперёд, счастливую команду познакомили с фондовой коллекцией дерева музея, экспонаты которой выдаются исключительно по документам.

Далее к научным сотрудникам подключаются художники: начинается работа экспозиционная. Научные сотрудники делятся с коллегами мыслями о том, как они видят данную композицию, и художники оформляют экспозицию. После научный сотрудник делает этикетки к каждому экспонату – это для удобства посетителей, ведь суть экспозиции должна быть понятна и без экскурсовода.

«Многие посетители говорят нам: как хорошо здесь работать! Такая тишина, такой покой! – улыбается Ирина Анатольевна. – И никто не догадывается, что прежде чем всё это появилось в зале, у нас было шумно, пыльно и, конечно, очень тяжело. А к своему делу должен быть интерес. Если его нет, это бесплодная работа».

С любым процессом в музее сопряжена реставрационная работа. Так, например, в музейном зале появился станок 1918 года производства, работавший в железнодорожных мастерских. После демонтажа по причине переоснащения станок 100 лет провёл под лестницей. Затем, сантиметр за сантиметром, реставратору по металлу приходилось чистить его от грязи, пыли и машинного масла, чтобы придать станку первоначальный вид.

Наконец, итог всей проделанной работе подводит экскурсовод: этот человек должен погрузиться в тему, подобрать соответствующий материал и выучить текст наизусть. Он должен владеть основными методами ведения экскурсии: «рассказ + показ». «Готовую экскурсию» оценивает комиссия научных сотрудников.

«Конечно, помимо всех вещей, про которые я рассказала, есть ещё едва уловимое понятие – дух эпохи. Наши посетители должны чувствовать его. Поэтому мы всегда задаёмся вопросом: а что мы хотим рассказать зрителю? Для этого наши сотрудники идут на работу в «поле» – общаются с людьми, которые могут поделиться интересной информацией относительно той или иной эпохи. Если мы грамотно выстроим экспозицию, прочувствовать эпоху можно будет по одному предмету выставки», – рассказала Ирина Анатольевна.

В завершении необычной экскурсии ребята познакомились с историей и секретами создания художником Е.И. Данилевским знаменитой диорамы «Декабрьское вооружённое восстание 1905 года в Мотовилихе», отражающей революционные события, и отдохнули в местной «Чайной читальне». Здесь можно прикоснуться к эпохе в прямом смысле этого слова: разрешается трогать все экспонаты. Ребята смотрели фотоальбомы и играли в «бирюльки» вместе с Ириной Анатольевной.

Так случилось, что в этот период в Музее-диораме проходила выставка «Шли эшелоны на фронт…», посвящённая Великой Отечественной войне. Экскурсоводом выступил музейный смотритель Игорь Викторович Кулагин. Сказав вступительное слово, он отпустил ребят в «свободное плавание», и тут началось нечто невообразимое: эти ребята 11-12 лет разбежались по всему залу! Они вглядывались в плакаты и фотографии, вчитывались в письма и похоронки, зачарованно стояли около оружия. «Какие лица! Какие лица! Вот это лица…» – всё восклицала хрупкая девочка с розовыми прядями в кудрях. А Игоря Викторовича не хотелось отпускать: сколько же вопросов задали ему после экскурсии!

Мы от всей редакции выражаем огромную благодарность Ирине Анатольевне и Игорю Викторовичу, также всем сотрудникам Музея-диорамы, за их неравнодушие и огромную любовь к своему делу! Надеемся, им удалось «заразить» им и подрастающее поколение.

Дарья Давыдова