«КАЖДЫЙ НАШ УЧЕНИК - ОСОБЕННЫЙ: ВСЕ ДЕТИ РАВНЫ»

12 марта, 16:32

В ноябре прошлого года Нытвенской средней школе№3 исполнилось 35 лет. Школа носит имя почётного нытвенца, бывшего директора нытвенского металлургического завода и большого общественного деятеля – Ю.П. Чегодаева, под непосредственным контролем которого и появилась новая школа на свет. Современный школьный коллектив возглавляет Н.Н. Плешкова, за время руководства которой усовершенствовалась школьная структура: сегодня помимо основного здания в состав школы входят также Чекменёвская общеобразовательная школа и детский сад села Чекмени.

 

Образование должно быть доступным для каждого ребёнка, независимо от его особенностей и восприятия окружающего мира. Задача педагога – научить его общаться со всеми, завести друзей и гармонично развиваться, уверена Наталья Николаевна. Сегодня в учреждении реализуется одно из приоритетных направлений образовательной системы детей с ограниченными возможностями здоровья – они обучаются вместе со здоровыми детьми, ежедневно ходят в школу и детский сад, общаются со сверстниками. Мы пообщались с Натальей Николаевной, чтобы узнать об успешной практике работы по этому направлению.

 

– Наталья Николаевна, сколько лет Вы руководите школьным коллективом?

Прошедший 2023-й стал для меня событийным вдвойне: в юбилейный для нашей школы год исполнилось десять лет, как я – школьный директор.

 

– В каком году школа получила статус инклюзивной?

Своих первых учеников с особенностями развитиянаша школа смогла принять в 2013 году.

 

– Сколько всегообучающихся учится в Вашем учреждении на сегодняшний день и сколько из них с ограниченными возможностямиздоровья?

Из девятьсот семидесяти двухшкольников статус ОВЗ имеетсяу пятидесяти человек, в структурном подразделении Чекменёвская школа – из пятидесяти девятиучеников чуть больше внимания требуется восьмерым обучающимся.

 

– Что даёт детям с особыми образовательными потребностями возможность учиться с обычными детьми в Вашей школе?

В первую очередь, это возможность личного роста (динамики) и отсутствие чувства какой бы то ни было ограниченности. Инклюзивное образование для них – это открытая и прямая дорога в социум. Ведь когда ребёнок находится на домашнем обучении, то видит только папу, маму и учителя, который приходит на уроки к нему домой. Теперь представьте, если он учится в обычной школе вместе с остальными ребятами, то когда её закончит – сможет поступить вколледж или вуз, найти работу, и не будет бояться этого, потому что социализация пройдена успешно!

 

– Есть ли в классах деление учителями на ребят с ОВЗ и без?

Ни в коем случае. Инклюзивное образование перестало быть чем-то исключительным и вызывать настороженность. Всё чаще эти ребята учатся в обычных классах обычных школах. Причём успешно. Так и наши дети ведут обычную школьную жизнь, общаются с одноклассниками, участвуют в школьной жизни наравне с детьми норма. Насколько комфортными будут условия для нормотипичных учеников и учеников с ОВЗ в одном коллективе, зависит от учителя. Все его осознанные или неосознанные установки будут усвоены всем классом. Если учителя будут чувствовать себя неуверенно и неспокойно по отношению к такому ребёнку, такое же поведение могут перенять и весь класс. В моей практике не было случаев некорректного поведения по отношению педагогов к ученикам с особыми образовательными потребностями.

 

– Как родители относятся к «смешанным» классам? Какие бы Вы дали им практические рекомендации?

За время своей деятельности в школе мне также ни разу не доводилось сталкиваться с конфликтным отношением к детям с ОВЗ со стороны учеников либо их родителей. У нас не возникало спорных ситуаций по этому поводу, как и вопросов по инклюзии. Первым делом мы, как педагоги, просим родителей подробно рассказать о своём ребёнке, чтобы нам удалось создать ему условия для комфортного пребывания в школе. Ведь есть дети, которые плохо слышат или плохо видят, или у него имеются какие-либо трудности в общении. А ещё многие родители беспокоятся, что их дети будут чувствовать себя некомфортно или к ним будет особое отношение, поэтому сознательно скрывают от школы и не приносят справку об инвалидности, хотя таким детям положено бесплатное питание, к примеру. Я бы рекомендовала избегать этого. Что касается родителей нормотипичных детей, я бы посоветовала им задуматься – чему может научиться их ребёнок, когда он находится в одном пространстве с ребёнком с ОВЗ: быть более терпеливым или внимательным, участливым или отзывчивым? Школа – это ведь та среда, где дети учатся общаться с самыми разными людьми. Всё это пригодится во взрослой жизни. А вообще, у любого ребёнка есть свои поведенческие или эмоциональные особенности. Поэтому у нас все дети равны.

 

– Как организовываете внеклассную работу с детьми с ОВЗ?

Во внеурочную деятельность у нас входят обязательные занятия «Разговоры о важном», Профминимум, «Орлята России». В рамках этих программ ребята активно принимают участие в различных мероприятиях. Например, мы традиционно проводим профпробы и профориентационные встречи с выпускниками-студентами разных учебных заведений страны. Помимо этого школьники принимают участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, различных фестивалях (КВН на кубок главы округа, ГТО, смотр строя и песни «Равнение на победу», фестиваль волонтёрских отрядов), творческих конкурсах («Алло, мы ищем таланты!», «Ну-ка, все вместе!»), участвуют в деятельности ЮИДовского движения и многое другое. Всё это, конечно, благотворно влияет на их всестороннее развитие, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое и физическое воспитание наравне со здоровыми сверстниками. А ещё, хотелось бы отметить, что на базе нашей школы есть Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», пространство которого открыто для всех, кто тяготеет к проектной и исследовательской деятельности.

 

– Ваш лайфхак: как создать пространство эмоционального комфорта для всех участников образовательного процесса?

Нужно быть открытым к диалогу и готовым к изменениям, не бояться трудностей!

 

– Интересуетесь ли Вы, как складывается будущее Ваших выпускников с ОВЗ?

Конечно, ведь главный результат школы – это наши выпускники. В свою очередь, они всегда готовы поделиться с нами своей успешностью. Пусть не всем удаётся достигнуть высоких ступеней, но самое главное – они выпустились из стен нашей школы самостоятельными, инициативными, добрыми и порядочными людьми. Мы верим в каждого из них.

 

– Недавно школа отметила своё 35-летие. Назовите три компонента имиджа Вашей школы?

Профессионализм, креативность и комфорт.

 

– Какие позитивные изменения Вам удалось внести в работу своего учреждения как руководителя?

Создание современной комфортной образовательной среды, открытости к сотрудничеству, возможность выпускникам одновременно со средним общим образованием получать профессии.

 

– Что бы Вы хотели пожелатьшколе, коллегам и ученикам?

Я бы хотела пожелать нашей школе процветания, учителям – творческих идей, их воплощения и финансовой стабильности, а всем ученикам – самых высоких достижений!

 

Гафурова Анджела