ВЕТЕРАН НПО «ИСКРА»

18 мая 2020 , 11:34

Мы пообщались с Каримовым Владиславом Закировичем, который большую часть своей жизни посвятил работе на НПО «Искра».

Владислав Закирович, несмотря на свой возраст, очень оптимистичный и жизнерадостный человек, который не любит ругаться и ссориться. На пенсии его основными занятиями являются дача, гараж и машина.

 

– Кем Вы работали?

– Сначала я работал инженером-конструктором с 3-й по 1-ю категорию, потом старшим инженером, далее начальником сектора, затем зам. начальника отдела, после чего начальником отдела и дошёл до зам. главного конструктора – начальника отдела.

 

И, воспитав молодого и способного человека, добровольно ушёл из начальников отдела и последние 3 года работал ведущим конструктором, то есть до 2018 года.

 

– Как работа повлияла на Вас, на Вашу жизнь?

– Не кривя душой могу сказать, эта работа была любимой. Особенно в молодости я отдавался работе, как говорится, всецело. И не щадя себя и времени, работал.

 

Поскольку я был зам. главного конструктора – начальник конструкторского отдела, который в лучшие времена доходил у меня до 70 человек (сейчас осталось всего 30 человек), работа учила всё хорошо распределять, рассчитывать, продумывать свои поступки и дела. Она научила точности и обязательности, потому что работа такая, если что-то не сделал, то это отразится на многом. Обязательно надо было делать всё так, как тебе было запланировано или как с тебя просили.

 

Работа доставляла удовольствие, особенно вначале. Была интересная конструкторская работа, командировки, испытания; ездил на сборки ракет.

 

– Почему выбрали именно эту работу?

– Учась ещё в школе, я хотел поступить в авиационный институт. В итоге поступил, закончил его в 1963 году и, защитив диплом, приехал в Пермь.

 

– Расскажите про своих воспитанников. Чего они достигли?

– В моём отделе работал молодой специалист, и я, видя, что он способный товарищ, всячески помогал ему быстро набирать опыт. Он тоже начал с инженера-конструктора с 3-й по 1-ю категорию, потом стал начальником сектора и начальником отдела. Впоследствии он нашёл работу в Подмосковье, в Химках. Работает сейчас заместителем генерального конструктора.

 

Таких ребят много, именно молодых, потому что по ним видно, хотят они работать или нет. Из амбициозных ребят вырастают хорошие специалисты, а те, которые так, лишь бы отсидеть, таких мало.

 

– Вы первый в семье, кто работал в данной должности?

– Я единственный ребёнок в семье. Папу призвали служить в 1939 году, а потом началась война, и он пропал без вести. Мои дети не пошли по моим стопам.

 

– Расскажите про ракету, которая стоит у здания НПО «Искра».

– Эта ракета разрабатывалась как раз в тот период, когда я начал работать. В 1959 году С. П. Королёву было поручено создать первую в СССР твёрдотопливную баллистическую ракету. Она создал соответствующие кооперации из разных организаций. И организации НПО «Искра» поручили разрабатывать 1-ю и 3-ю ступени.

 

Проектный отдел проектировал, а конструкторский отдел разрабатывал конструкторскую документацию, после её передавали через технологов в производство, а производство делало всю материальную часть, какая требовалась.

 

Мне повезло, потому что как раз шла полным ходом работа по разработке конструкторской документации 3-й ступени. Мне довелось разрабатывать конструкторскую документацию, корпус ракеты. После разработки мы ездили на испытание, на сборку; ракета целиком собиралась у Королёва.

 

Ракета установила рекорд благодаря разработчикам и Королёву.

 

В 1962 году вышло постановление правительства. В 1966-м начались взлётные испытания. А в 1968 году уже сдали на вооружение. Сейчас такого нет, и раньше не было, чтобы ракету создавали за 6 лет.

 

Ракета стояла на вооружении 25 лет. В начале 90-х годов она подлежала уничтожению. За 2 года все 60 ракет были разобраны и сожжены в Закамске, а шахты были взорваны. Уничтожались не только ракеты, но и стратегические бомбардировщики и корабли.

 

– Расскажите про свои награды.

– В 1968 году, когда ракету сдали, были выделены награды на нашу фирму. Обязателен был ценз, нужно было, чтобы получили служащие, то есть конструкторы, проектанты, технологи и рабочие. Рассматривались и утверждались кандидатуры, а затем подавались списки.

 

Со мной произошёл комичный случай. Так сложилось, что мне дали самую маленькую медаль, а потом изъяли, оправдавшись тем, что не хватило одному рабочему. Мне сказали, что я ещё молодой, и у меня будут награды.

 

Мои награды: орден Трудового Красного Знамени, заслуженный конструктор Российской Федерации (получил в 2012 году), заслуженный создатель космической техники (знак почёта по федерации космонавтики), медаль «Ветеран труда», медаль имени С. П. Королёва (по федерации космонавтики), медаль «За заслуги в развитии вооружения и военной техники» Российской академии ракетно-артиллерийских наук (отраслевая государственная награда).

 

– Что было самым сложным в Вашей работе лично для Вас?

– Когда я уже был начальником, самым сложным было управлять коллективом, стоять на защите коллектива и нести ответственность за него.

 

– У Вас не было желания бросить работу?

– Нет, у меня никогда не было желания бросить свою работу. Были такие ситуации в 80–90-х годах, когда работникам не платили зарплаты по 3 месяца на предприятии, и многие подавали заявления об уходе. Но я остался на месте и продолжил работать. Я патриот своей организации, поскольку проработал на предприятии 56 лет.

 

– Вы всё еще живёте в микрорайоне Молодёжный?

– Да, как приехал в августе 1962 года на преддипломную практику дипломного проектирования, так и живу здесь.

 

Сначала мы, учащиеся 6 вузов страны, жили в спортивном зале, потом нас поселили в общежитие, а потом уже стали давать квартиры.

 

Так вся жизнь и прошла в этом микрорайоне.

 

– Вам приходилось переступать через свои принципы ради работы?

– Редко. Я принципиальный человек и всегда отстаивал свою правоту, а если был не прав, то соглашался.

 

– Были ли неудачные проекты?

– Нет, не было неудачных проектов. Когда Министерство обороны давало нам техническое задание, мы согласно ему разрабатывали изделие. Всегда сдавали все проекты в назначенный срок. Некоторые проекты, уже доведённые до лётных испытаний, заменяли другими.

 

Беседовала Ирина Новожилова