МУЗЫ И МЕТАЛЛ

18 мая 2020 , 11:43

Сегодня нам выпала честь познакомиться с ветераном труда НПО «Искра» г. Перми Лузениным Юрием Геннадьевичем, поразившим нас широтой своего таланта.

 

– Юрий Геннадьевич, здравствуйте. Вас приветствуют ученицы Бершетской средней школы. Вы родились в 1939 году, это время, такое далёкое от нас, нашего поколения. Расскажите, где вы родились и каким было ваше детство?

– Я родился в столице нашей родины, в городе Москве, в семье артиста. Мой отец был руководителем хора Московской государственной филармонии, а мать – певицей в этом хоре. В 1941 году началась война, отец добровольцем ушёл на фронт в составе Краснопресненского полка, несмотря на бронь. Он погиб на войне: расстрелян за участие в греческом подполье 22 февраля 1943 года. Я остался без отца. Меня воспитывала сестра отца и её муж, я в их семье рос уже здесь, в Перми. Когда немцы подходили к Москве, я был эвакуирован в Пермь, здесь остался и живу. Так из москвича я превратился в пермяка.

 

– Чтобы стать профессионалом, нужно приложить немало усилий, расскажите о своих учебных годах, как они проходили, какое у Вас образование?

– Поскольку отец у меня известный хормейстер, то мать решила дать и мне музыкальное образование. Я родился 1 сентября, через 7 лет 1 сентября я пошёл сразу в две школы: общеобразовательную и музыкальную. В музыкальной школе учился 7 лет. Потом было принято решение прикрепить преподавателя из Свердловской консерватории к 6 ученикам, закончившим школу с отличием, в числе которых был и я. Он должен был готовить нас к поступлению в музыкальное училище уже на базе десятилетки. Педагог был так усерден в погоне за результатами, создал такую ситуацию, что я выразил протест против мучений, сказав родителям: «Больше играть на пианино не буду, покупайте мне аккордеон, я сам научусь играть на нём, а в музыкальное училище я поступать не буду!» Так, в 9 классе я закончил своё музыкальное образование.

 

Через год после 10-летки поступил в Пермский государственный университет на технический факультет по специальности «Металловедение и термообработка». Позже, в 1960 году, на базе технического факультета университета был создан Политехнический институт, и я стал первым выпускником данного вуза в 1961 году. Я сам смог всего добиться. Устроился на завод Ленина, в Мотовилихинский район, на известный Пушечный завод! Там при Отделе главного металлурга создавалась (в связи с решением задач КБ-172) лаборатория высокопрочных сталей для конструирования ракетной техники. Так я оказался у истоков этого дела и уже с первых дней работы на заводе Ленина участвовал в развитии металлургической базы, столь необходимой в 60-е годы для стремительного производства ракетной техники. Мы с коллегами начинали эту отрасль с нуля, ведь тогда не было материалов, отвечавших требованиям конструкторов ракетных двигателей.

 

– Были ли люди, повлиявшие на выбор профессии?

– Ситуация так сложилась, что из меня пытались сделать музыканта, но не получилось. Отец у меня был хоровой дирижёр, а я получил профессию инженера-металлурга. При этом знал, что дед у меня был металлургом, то есть я продолжил его дело!

 

– Как получилось, что вы стали работать на НПО «Искра»?

– Это было «СКБ-172», потом в 1965 году «КБ-МАШ», позже НПО «Искра», куда я пришёл начальником лаборатории металловедения и внедрения новых материалов. В этом отделе я проработал до 1989 года, позже возглавил новое направление по углеродным композиционным материалам для тепловой части ракетного двигателя.

 

В 1989 году мне исполнилось 50 лет, и генеральный конструктор Лев Николаевич Лавров уговорил меня перейти на должность начальника отдела неметаллических материалов и покрытий. Так из металлурга я превратился в химика, в этой должности работал 14 лет, и это были лихие 90-е годы! Это были годы, когда вся страна погрузилась в хаос, распался СССР, экономика трещала по швам, резко упали объёмы по заказу Министерства обороны. Мы были в состоянии выживания и в этой сложной ситуации искали возможности перевода производства на гражданские рельсы. Мы начали выпускать силовые эластичные домкраты с аварийно-спасательным назначением для МЧС. За эту разработку мы получили Премию государственного комитета РФ по оборонным отраслям, нашему отделу было присвоено звание Госкомоборонпрома. Специально под эту продукцию мы создали малое дочернее предприятие при НПО «Искра», которое существует по сей день и производит не только домкраты, но и другую продукцию, успешно развивается.

 

С 2001 года мы плотно начали заниматься техникой оборонного назначения: стратегические ракетные комплексы «Тополь». Так, в 2001 году за создание новых образцов спецтехники я получил звание «Заслуженный химик РФ», а в 2011 году мне присвоили звание «Заслуженный ветеран труда».

 

– Каков ваш общий трудовой стаж? Как Вы уходили на пенсию?

– Мой трудовой стаж 55 лет. Я завершил свой трудовой семестр в возрасте 77 лет, настроился на то, что нужно закончить работу. Пришёл к заместителю директора и положил на стол два заявления. Первое заявление: «Прошу сохранить мне пропуск на предприятие, так как я готов в трудную минуту оказывать безвозмездную помощь». Второе заявление: «Разрешите мне внести на территорию предприятия синтезатор». Все мои просьбы впоследствии были удовлетворены.

 

В день ухода на заслуженный отдых я попросил директора столовой накрыть мне стол на 36 персон, для моих коллег-металлургов. Когда приглашал их к столу, то произнёс им: «Уважаемые коллеги, говорить ничего не надо, можете просто пить, закусывать. Говорить сегодня буду я, и играть сегодня буду я». Мой концерт начался в 15:00, а закончился в 17:00 под мелодии марша «Прощание славянки» и «Я желаю счастья Вам». Так был дан старт моей концертной деятельности. Главный инженер сказал тогда: «Это первый человек на предприятии, который уходит под свою музыку».Я и сейчас не теряю связь с коллегами, провожу для них творческие встречи, концерты.

 

И ещё. К 50-летнему стажу своей трудовой деятельности я подготовил и выпустил в 2010 году книгу «Роль металлургии в ракетной технике» тиражом 100 экземпляров. В ней описаны события тех лет, её можно использовать как учебное пособие.

 

– Были ли вы наставником? Расскажите какие-нибудь интересные случаи из своей практики.

– Мне как начальнику лаборатории металловедения нужны были помощники, как тогда говорили – кадры. Первой ученицей была девушка, заканчивающая 4-й курс института. Я согласился стать руководителем её дипломного проекта при условии, что она потом останется у меня работать. Я всю жизнь с ней проработал, и она стала ведущим специалистом в области металловедения.

 

С кафедрой института у меня был налажен контакт, каждый год под моё руководство попадали 1-2 человека, а потом оставались работать. Иногда ситуация была такая: только подготовлю специалиста, а главный металлург возьмёт и переведёт в другое подразделение, где специалистов не хватало. Так я ежегодно занимался «ковкой кадров».

 

У меня 17 выпускников только с кафедры металловедения, которые под моим руководством защитили диплом на отлично.

 

Позже было много выпускников с ракетно-космического факультета. В основном, все мои ученики – очень способные люди.

 

– Какие увлечения есть у Вас, помимо работы и музыки?

– У меня масса увлечений: я немного сочиняю стихи, если есть желание, гораздо серьёзнее занимаюсь рисованием. Уж тут я преуспел! Когда мои сыновья (у меня 2 сына) учились в музыкальной школе, руководитель знал, что я рисую, и давал мне оформительскую работу. А поскольку вначале один сын учился 7 лет, потом второй – 7 лет, так целых 14 лет я «обслуживал» музыкальную школу.

 

Когда я завершил свой трудовой семестр, свободного времени стало много и я потихоньку осваивал техники: вначале «Хохлому», потом «Гжель», «Жостовскую». Позже стал писать картины. Однажды перед своим выступлением на концерте для коллег, я подготовил выставку картин. Мои друзья и соратники удивлялись, проявляли любопытство.

 

Одна из последних работ, полотно 90х60, подарена старшему сыну. Он там с удочкой, берёзовые островки, речка, банька…

 

Беседовали Александра Кондрашева,
Александра Трескова,
Юнкоры Бершетской школы

 

Кураторы:
Галина Борисовна Старцева,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по ВР

Голева Анастасия Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы