ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ЛУЖКОВ

18 мая 2020 , 11:59

В захватывающих фильмах жанра «экшн» слово «герой» звучит решительно и торжественно. Но кто же такой герой в реальной жизни? Человек, который спасает мир от злодеев и монстров,или человек, который сам того не подозревая, ежедневно совершает важное для общества и страны дело? Наш материал о почётном работнике НПО «Искра», начальнике сектора проектно-конструкторского отдела Юрии Михайловиче Лужкове, чья трудовая биография насчитывает более полувека.

 

– Юрий Михайлович, расскажите о Вашем детстве и юности.

– В детстве я хотел стать моряком. В 6-м классе купил набор для изготовления модели линкора – бронированного артиллерийского военного корабля. Начал делать, а у меня ничего не получается. Возник ряд вопросов: с чего начать? как чертить? что делать? Отец посоветовал мне записаться в авиамодельный кружок. Я не на шутку увлёкся авиамоделями, и через несколько лет стал уже чемпионом авиамодельного спорта, рекордсменом области.

 

По окончании школы было очевидно: надо поступать в какой-нибудь авиационный институт. В то время я знал два авиационных института: Московский авиационный институт и Казанский авиационный институт. Мне сказали так: «Поступай в Казанский, там преподаватель отдаёт всю душу студентам».

 

Я выбрал Казанский авиационный институт. С отличием закончил его, впереди открывались большие горизонты. У меня был большой выбор мест. Меня приглашали на разные предприятия. Первым пунктом была Москва. Там я даже женился. Встал вопрос о жилье. Один товарищ из нашего же казанского института позвал в Пермь: «Юра, давай езжай к нам! Жильё дадут сразу». Я и решился. Приехал. Квартирка, как почтовый ящик 10 на 10. В то время «Искра» был заводом Ленина. Специальность у меня была «ракетчик-самолётчик». В марте 1962 года я сразу же отправился на разработку сопла для ракеты. Работали сутками, без выходных, сроки были поставлены очень жёсткие. А самое главное, что ничего не было. Ни нужных материалов, ни технологий изготовления. В общем, всё приходилось делать заново. КПСС поставило задачу оснащения производства, работала практически вся промышленность. На любых заводах делали то, что требовалось. Ничего не было, поэтому всё отрабатывалось методом эксперимента. Например, сделали какую-то конструкцию, и сразу же в испытания. Работа была очень интересная! Постоянные командировки по предприятиям. Для быстрой сборки ракеты, сначала делались корпуса в Королёвской фирме, на серийном заводе, в Горьком. Там изготавливали первую ступень и третью. В Ленинградепроизводиливторую и третью ступени, проводили испытания. Но именно у нас работал выдающийся человек, главный конструктор –Михаил Юрьевич Цирюльников. Он был лауреатом государственной премии. А вот в 1955 году создали СКБ-172 для создания ракет. Конструкторское бюро разрабатывало ракету-325. Я был на испытании этой машины. Летает она изумительно! Но как-то включали систему управления, начались кувырки, кружки в полёте. Ракета улетала куда угодно, только не туда, куда надо.


«Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления».


– С какими трудностями Вам пришлось столкнуться, работаяв такой важной для страны космической отрасли?

– Самая большая трудность заключалось в том, что мы работали с нуля и ничего не знали. Мы получали знания только методом эксперимента. Представьте себе сопло ракеты. Через сопло проходит температура в 3,5 тысячи градусов. Ещё и несколько скоростей звука. Там стоял только вольфрам, который уже был близок к температуре плавления.

 

Пластмасса, которая отвечала за плотность сопла тоже не стояла. Приходилось делать вкладыши, но и они выносились. Поэтому трудности были у всех, но мы их преодолевали. Разрабатывались новые графиты, пластмассы. Нужно было создавать новые материалы и всё это отработать. Я начинал именно с управляемого сопла, то есть поворотное сопло, которое полностью поворачивает. Но не было материала, чтобы и хорошо температуру держал, и поворачивал, и в то же время был не жёстким. Поэтому ставилась манжета из прочного капрона, обрезиненная, а чтобы до неё доходил газ, сопло забивалось графитовой смазкой. На первом испытании всё прошло нормально, а на втором манжету прорвало. Первый опыт показал, что такиевыпускать нельзя. Вынуждены были пойти на так называемый «РУС». Позднее вышло отличное сопло! Только вот из-за того, что не было уплотнения, мы так и не смогли создать его. И вот на этой машине разрезное управляющее сопло. А вот позднее, когда мы узнали что такое эластичный опорный шарнир, тогда получилась такая вещь. И это уже позволяло сделать поворотное сопло. И следующая конструкция, которую мы решили сделать – это поворотные сопла.

 

–Хотели ли Вы руководить такими ответственными работами?

–В начальство я никогда не стремился. Меня всегда интересовала конструкторская работа. Я был конструктором. Возраст менялся, а я продолжал работать. Я накопил огромный опыт, которым можно было поделиться на должности начальником сектора.


«Мы жили для того, чтобы работать, а не работали для того, чтобы жить!»


–Как работа повлияла на Ваш жизненный путь?

– Работа и была для меня жизнью! Она настолько меня интересовала и поглощала, что порой я приходил оттуда в 2 часа ночи, иногда приходилось приходить рано утром. Я был увлечён работой. А вот, когда ушёл на пенсию, мне сразу стало скучно. Появились проблемы со здоровьем, но куда деваться?

 

– Юрию Михайлович, как Вам удалось сохранить любовь и преданность к своей профессии даже в самые сложные годы?

– Мы были так воспитаны в советское время. Привыкшие к сложным временам, нам всё нравилось. Мы никогда не думали, кто сколько зарабатывает. Сколько работали – столько и получали. На работу мы никогда не жаловались. Надо, значит надо. Вот и всё. Так и работали. К этому привыкли, это был наш образ жизни. Сейчас взгляды на жизнь иные. Люди работают для того, чтобы жить. Мы жили для того, чтобы работать, а не работали для того, чтобы жить. Это была совершенно другая философия.


«Заслуженный Конструктор Российской Федерации»


– Я проработал 52 года. У меня 49 изобретений, я работал очень много, делал очень много. И вот уже не при советской власти, когда начали выдавать награды, ещё много чего. Я не один получил награду. Множество других так же её получили, но получали и другие награды. Ну и мне дали награду «Заслуженный Конструктор Российской Федерации».

 

– Вы хотели сконструировать что-то великое, что сможет очень сильно поменять нашу страну?

– К этому всё время и стремились. Когда у американцев ужебыла ракета, у нас ещёничего не было. Всё с чистого листа.

 

Беседовали Анатолий Румянцев,
Мария Суханова, Юлия Светлакова,
юнкоры Техно-Школы имени лётчика-космонавта СССР,
дважды героя Советского союза В. П. Савиных