ОТЗЫВ НА РАССКАЗ Л.Н. ТОЛСТОГО "КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК"

16 ноября 2020 , 12:15

Творчество Л. Н. Толстого многогранно. Но рассказ «Кавказский пленник» для меня имеет особое значение. Он сравнительно небольшой. Речь в нем идет об одном эпизоде  Кавказской войны, которая длилась почти 50 лет ХIХ века (1817–1864 гг). В рассказе описываются больше не военные действия, а жизнь горцев во время этой войны.

 

И всё-таки автор поднимает несколько важных тем. Одна из них – причина столь долгого завоевания Кавказа (Чечни). Чеченцев Толстой называет татарами. Они оказывали яростное сопротивление планам России присоединить эти территории и обезопасить свои южные границы. Стремление к свободе легко уживалось в них с желанием получить материальную выгоду за счёт выкупа пленных.

 

Другая важная тема – поведение двух основных персонажей в одних и тех же условиях. Жилин – олицетворение офицерской чести и долга, Костылин – подлости и трусости. Жилин – сильный духом, находчивый, предприимчивый, Костылин – ленив, слаб телом и духом, надеется на богатую родню, которая его выкупит. Жилин рассчитывает только на себя, но и не бросает в трудную минуту товарища, на себе несет Костылина при  побеге, прощая ему предательство во время нападения татар. Толстой не говорит нам о мыслях Жилина, и мы понимаем, что не бросить человека в беде – это естественно для него: он делает это без раздумий.

 

И ещё одна интересная тема. Татарская девочка Дина  помогла бежать Жилину, хотя он «урус», т. е. враг. Она увидела в нем доброту, искренность, жизнелюбие. А помогло Жилину ещё и то, что он умел делать руками различные игрушки, кукол, ремонтировал  часы и др. Мне кажется, что автор считал возможным дружить людям с разными взглядами и противоположных позиций даже во время войны.

 

Я думаю, что всем полезно ещё раз прочитать это рассказ, ведь с возрастом мы меняем свои взгляды и оценки. Да к тому же рассказ написан простым, лёгким языком. Автор ненавязчиво показал, что побеждает тот, кто богат духовно, честен, не ленив и способен искать выход из любой ситуации.

 

Запорожец Даниил,

9 «Г», МАОУ "СОШ №42"