ИРИНА ДЕНЕЖКИНА «СМЕРТЬ В ЧАТЕ»

8 октября 2020 , 13:00

Прозвенел звонок, мои мысли заняты только одним: «Когда уже загорится заветный экран компьютера? Я смогу зайти на любимые странички соцсетей, сразиться с виртуальным врагом новым оружием, добытым на предыдущем этапе, тоже непростом! Я там, выполняя задание, погибал несколько раз, вновь заходил в игру, преодолевая новые и новые препятствия, и…» вот они, мысли современного школьника.

 

На данный момент Интернет стал неотъемлемой частью жизни практически каждого подростка, ведь во Всемирную паутину доступ есть почти отовсюду: с компьютера, телефона, любого другого гаджета… Однако прежде чем «уходить» в виртуальный мир, стоит знать, что Интернет может нанести весьма серьёзный вред сознанию человека.

 

Сегодня я познакомилась с произведением Ирины Денежкиной «Смерть в чате». В коротком, но очень ёмком рассказе речь идет о молодом человеке, который впустил Смерть в свой дом в качестве гости.  Обратимся к тексту. Автор пишет: «Кто это в два часа ночи? … Тут дверь тихонько приоткрывается и входит нечто в балахоне. И с косой». Два часа ночи! Дверь не закрыта! Восприятие времени и пространства в сознании подростка явно искажено. Он лишь первое время немного волнуется, голос его слегка дрожит, но проходит время, и он уже воспринимает Смерть как реального человека. Это неудивительно: в виртуальном мире, где подросток проводит большое количество времени, Смерть встречается часто: в компьютерных играх «стрелялках», сомнительных группах социальных сетей, фильмах ужасов…

 

Герой рассказа явно неплохой человек: он гостеприимен («Проходи. Чай будешь пить?»), угощает Смерть чаем с сахаром, разрешает воспользоваться своим компьютером. Юноша каждый раз повторяет: «Чё, жалко, что ли? Я не жмот», «Я вообще добрый парень. Нравлюсь людям».

 

Смерть показана в рассказе как стеснительная барышня («Она смущённо так плечиком пожимает. Стесняется»), как неумелый пользователь Интернета («Смерть у компа сидит и пальцами по клавиатуре перебирает. Медленно. Сразу видно – редко общается с компом…»). Но Смерть есть Смерть, она всегда приходит с одной целью – забирать души людей, лишать их самого дорогого – жизни.

 

«Дружеская» встреча с точки зрения здравого смысла заканчивается, безусловно, драматично. Последствия этой ситуации ужасны, после того как Смерть удалилась, герой делает «открытие»: «А я – в чат. Заждались, поди. Захожу – а там нет никого». Его собеседники в виртуальном мире мертвы. Но героя это вовсе не пугает: «Но видно, что давнишние сообщения… Самое последнее такое: “Ну чё, придурки, допрыгались?” От имени Nasty». Нет ни печали, ни грусти, что его «товарищей» нет, таким же привычно-равнодушным тоном юноша говорит: «Где-то я уже этот ник видел… Пойду мыло проверю». Не было ни крови, ни душевных и физических страданий – ничего, что ассоциируется у нас со Смертью, но результат присутствия дамы с косой есть, однако герой спокоен и даже равнодушен. Отчего?

 

Виртуальный мир искажает сознание детей и подростков, меняет представление о дружбе, жизни и смерти. Давайте вспомним, чья страница в соцсети заслуживает уважения и восторга? Конечно, та, где 300, 400, а то и более 500 «друзей». Так значимое и важное слово «друг» обесценивается: мы легко добавляем людей в этот список, так же легко удаляем из списка. Нам не жаль! В сети мало чувства, мало переживаний. Мы слышим лишь щелчок клавиатуры, перед глазами – буквы, цифры, смайлики. А где человек? Где бесценные понятия «дружба», «помощь», «переживание за близкого»?

 

Обесценивается и сама жизнь! Это неудивительно, ведь в любой виртуальной игре по 7, 8, 9 жизней. В том мире легко излечиться, легко набраться силы. Смерть кажется шуткой, недолгим отключением от Сети… Пять-десять минут – и ты вновь на ногах, твой пулемёт полон снарядов и ты стреляешь, ну, кровь… так ведь ненастоящая. И кажется, что и в жизни всё так же легко? А где человек? Где бесценные чувства: душевная боль, сострадание, любовь к ближнему, гуманное отношение?

 

Безусловно, нужно отдавать себе отчёт, что ты делаешь и зачем. Кажется, что это всего лишь небольшой рассказ, но в реальной жизни уже встречаются ситуации, когда под влиянием Интернета человек совершает непоправимое.

 

Уйти от использования социальных сетей уже невозможно: они очень сильно закрепились в сознании человечества, умелое использование их иногда даже помогает нам жить, снимать комплексы и жизненные противоречия. Но пользоваться социальными сетями и погружаться в виртуальный мир нужно очень осторожно, чтобы не потерять реальность, не «сломать сознание». Ведь влияние «виртуала» чрезвычайно сильно: от искажения речи как отражения создания человека («чё», «чатюсь», «мыло») до обесценивания самого важного – человеческой жизни.

 

Автор в рассказе поднимает важную проблему влияния виртуального мира на сознание детей-подростков, которые не замечают, как медленно, но верно стирается грань между двумя мирами – реальным и виртуальным. Последствия этого взаимопроникновения непредсказуемы…

 

Люди должны сохранить грань между двумя мирами – реальным и виртуальным, иначе последствия таких ситуаций, показанных в тексте, будут необратимы. Ведь «отрешаясь» от реального мира, предпочитая ему виртуальный, человек становится зажатым, теряет навыки реального общения, утрачивает границы между действительностью и интернет-жизнью и даже становится жестоким!

 

«Что-то я засиделся за экраном монитора и не заметил, как пролетело несколько часов. Достаточно! Так пролетит вся моя жизнь! Не пора ли мне погонять мяч, подышать свежим воздухом? Ребята из соседнего двора давно зовут меня! Пора!» – пусть так рассуждают современные подростки, пусть ценят дружбу, время и самое прекрасное – жизнь!

 

Машкина Наталья, 16 лет, 10 класс МАОУ «СОШ № 119»

Номинация «Прочитай эту книгу»