ИНОЗЕМЦЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

21 декабря 2022 , 18:49

Управляющий директор-генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель».

Заместитель генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы»

 

Родился 9 апреля 1951 года в городе Камышин Волгоградской области. В 1973 году с отличием окончил Пермский политехнический институт, получил диплом инженера-механика по специальности «Авиационные двигатели». 

 

С октября 1973 года работал инженером-конструктором бригады топливной автоматики конструкторского отдела КО-1 Моторостроительного конструкторского бюро, инженером-конструктором-расчетчиком, ведущим инженером КО-1.

 

В мае 1983 года приказом министра авиационной промышленности СССР назначен главным конструктором – первым заместителем руководителя Моторостроительного конструкторского бюро.В августе 1989 года назначен главным конструктором Моторостроительного конструкторского бюро по двигателю ПС-90А. С октября 1995 года – первый заместитель генерального конструктора АО «Авиадвигатель». В сентябре 1997 года назначен генеральным конструктором ОАО «Авиадвигатель».

 

 

В 2001 году А. Иноземцев возглавил конструкторское бюро, став генеральным директором-генеральным конструктором ОАО «Авиадвигатель». Изменялись названия предприятия, но А. Иноземцев оставался руководителем КБ. В 2020 году приказом АО «ОДК» он назначен руководителем НПК «Пермские моторы».

 

А. А. Иноземцев не только генеральный конструктор, руководитель НПК, но и талантливый ученый. Его научно-техническая деятельность – весомый вклад в развитие отечественного газотурбинного двигателестроения. А.А. Иноземцев профессор, доктор технических наук, руководитель кафедры «Авиационные двигатели и энергоустановки» ПНИПУ. Автор более 100 публикаций, в том числе 2 монографий, 9 учебников и учебных пособий, 3 авторских свидетельств, 56 патентов на изобретения. В 2022 году А.А. Иноземцев избран академиком Российской академии наук.

 

 

Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, Премии имени А. Н. Косыгина, международной премии имени А.Н. Туполева, премии Правительства РФ в области науки и техники, премии Пермского края в области науки. Почетный гражданин города Перми. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Почета, нагрудными знаками «Отличник воздушного транспорта» и «Почетный авиастроитель», памятным знаком «Герб Пермского края», правительственными и ведомственными грамотами и благодарностями.

 

А. Иноземцев активно участвовал в доводке и освоении серийного производства двигателя ПС-90А. Под руководством А.А. Иноземцева разработаны и запущены в серийное производство модификации двигателя ПС-90А: ПС-90А-76 для грузового самолета Ил-76ТД-90, ПС-90А-1 для дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета Ил-96-400.

 

С 1992 года специалисты КБ под руководством А. Иноземцева создали два семейства газотурбинных установок от 2,5 до 6 МВт и от 10 до 25 МВт для транспортировки газа и энергетики. Сегодня серийно произведено более 1220 ГТУ, суммарная наработка которых превысила 39 млн часов.

 

 

Сегодня под руководством управляющего директора-генерального конструктора А.А. Иноземцева «ОДК-Авиадвигатель» осуществляет новые прорывные проекты в интересах России:

  • Разрабатывает семейство двигателей нового поколения для ближне-среднемагистральных самолетов типа «МС-21». Базовый двигатель ПД-14 в 2018 году сертифицирован Авиарегистром РФ, а в декабре 2020 года совершил первый полет на крыле самолета МС-21-310. Впервые в мировой практике двигатель успешно прошел испытания вулканическим пеплом.
  • Реализует программу «Создание семейства двигателей большой тяги на базе газогенератора ПД-35». На данный момент собран газогенератор двигателя ПД-35, начаты его испытания, в ходе которых работоспособность конструкции подтвердилась, основные параметры узлов соответствуют техническому заданию. Создание ПД-35 обеспечит России достойное место в тройке лидеров авиационных держав мира и поможет в реализации амбициозных проектов двигателестроительного кластера промышленности нашей страны.
  • Разработаны новые ГТУ мощностью 12-16 МВт на базе двигателей ПД-14ГП-1/2 для предприятий ТЭК России.
  • Создана ГТУ на базе двигателя ПС-90ГП-2М с малоэмиссионной камерой сгорания (МЭКС).