А кролик-то фарфоровый

10 февраля 2020 , 09:30

Спектакль «Удивительное путешествие кролика» от театральной студии «Maestro» по мотивам произведения Кейт ДиКамилло – не только сказка для детей, но и новый взгляд на концепцию рассказов о волнующих вещах.

 

Маленький фарфоровый кролик по имени Эдвард переживает пять жизней с разными семьями: он бывал и в магически дружном семействе с бабулей Пелегрин, и с рыбаком Лоренсом и его женой Нелли. А с бродягой Эрнстом и его дочкой Лолли кролик путешествовал по миру: «Мы не знаем, куда идти, но в этом заключается суть жизни», – гласил девиз Эрнста. Эдвард также успел пожить с больной Сарой-Рут, её заботливым братом Брайсом и их отцом. В конце же кролик оказался у педантичного реставратора кукол.

 

Позволю себе высказать свою точку зрения: актёрский состав поначалу за счёт возраста не внушает особого доверия, но после нескольких сцен волнение за потенциально неудачную игру исчезает. Декорации не мешают восприятию, а наоборот – дополняют обстановку и создают нужную атмосферу. Нет какого-то излишнего осовременивания в духе переделки песен под биты рэпера Face или вставки новомодных слов «хайп», «кринж» и т.д. Тем не менее, звучание английской поп-музыки порой казалось неуместным, а одежда отдавала современной модой и выглядела недопустимо стильно для некоторых слоёв общества, как, например, бродяги. Последний видеоряд (песня с субтитрами) так и остался для меня неясным: что им хотел сказать автор?

 

Как выяснилось позднее, режиссёры через свою постановку раскрывали не только темы счастья, зла, добра и заботы, но и смерти. Сделали они это через идею о том, что, умирая, перед человеком проносится вся его жизнь. Конечно же, не осталась без внимания тема любви. В этом плане, актёры, на мой взгляд, слегка не дотянули: все сменяется слишком быстро. Не успеваешь посочувствовать героям или порадоваться за них. Хорошее быстро сменяется плохим, а плохое – хорошим. Эмоции одиночества, разочарования и тоски ощущаются отстранённо, но всё же имеют сильное воздействие. Это подчёркивается, в первую очередь, за счёт антагонистов – других кроликов в чёрном обличии. Они на протяжении всего действия находятся с главным героем в моменты отчаяния и тяжёлых перемен, выражают некое постоянное и абсолютное зло.

 

Простота, привычная для таких жанров, как фольклор, мифология, сказки, порой отталкивает. Однако при переходах к другим семьям я нахожу это особенно интересным. Кролик Эдвард – уже не кролик Эдвард: его называют чужим именем, ему меняют одежду. Меняются и актёры, его играющие, подчёркивая тем самым перемены не только внутренние, но и внешние. Произошло сильное резонирующее событие – поменялся человек, соответственно, состояние кролика изменилось, и он на новом этапе жизни.

 

Изначально трудно понять, что рассказчик в начале – это сам кролик, и всё, что происходит до момента, когда его разбивают – лишь его воспоминания. В самой последней сцене Абилин, первая хозяйка, заходит в магазин к мастеру кукол и рассказывает историю о своём потонувшем кролике. Кажется, именно здесь происходит кульминация, показывающая некоторую цикличность, идею о том, что всё, так или иначе, возвращается на круги своя. Сохраняется сама концепция сказок и мифов: логика мира, взаимосвязь и взаимозависимость всех происходящих природных явлений и процессов. Легенда, рассказанная бабушкой Пелегрин в самом начале, повествовала о теме любви и была не банальной типизацией, созданной для детей в виде «сказок на ночь». В сущности, она (легенда) являлась эпилогом, подтверждением совершенно иного подхода в повествовании.

 

Хотелось бы отдельно выделить обсуждение, которое прошло сразу после показа постановки. Два режиссёра, Тимур Файзрахманов и Анна Коурова, создавали впечатление, что они погрузились в сам процесс, были внутри него, как это и должно быть в качественно поставленной картине, но как нечасто это бывает у начинающих.

 

В целом спектакль передаёт всё многообразие жизни, при этом делая это ненавязчиво и не «в лоб», как неожиданную данность. Он погружает зрителей в интересную историю, после просмотра которой заряжаешься какой-то непонятно сильной энергией, понимаешь – я живой. И если вы давно ощущаете себя мёртвым внутри (dead inside), то однозначно советую сходить вам не только к психологу, но и на театральное представление «Удивительное путешествие кролика».

 

Екатерина Корякина,
юнкор Детского информационного агентства,
школа №134