ВЕРБОВКА РОБОТАМИ: КАК УРАЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ УЧИЛИСЬ ВНЕДРЯТЬ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

5 июля 2021 , 13:10

В лицее № 130 города Екатеринбурга состоялся День Пермского Политеха.  Произошёл он благодаря визиту Даниила Сергеевича Курушина, кандидата технических наук, доцента кафедры ИТАС. Он не просто рассказал десятиклассникам много интересного и познавательного о роботах и искусственном интеллекте, но и организовал небольшие проектные группы, в которых   будущие абитуриенты пытались самостоятельно и по-новому внедрить роботов в быт современного человека. В очередном тексте рубрики «Профразведка» рассказываем читателям, о том, как прошло мероприятие.

  

Преподаватель Пермского Политеха выступил перед школьниками с презентацией. Беседа о роботах и их применении началась с теории, затем присутствующим рассказали о казусах с участием роботов, а еще об отличиях устройства автопилота на автомобиле или самолете от космического аппарата. Теорема Котельникова, телеуправляемый танк – эти и многие другие вещи представали в воображении ребят. Свой рассказ Даниил Курушин дополнял реальными задачами, поставленными перед детьми. Например, спрашивал, как можно «прокачать» изображение размером в 8 миллионов мегапикселей за 1, 25 секунд. Поклонники гаджетов и интернета выдвигали гипотезы. Оказывается, при помощи одной из программ можно закодировать изображение таким образом, что его совсем не будет видно в программах для просмотра фото.

  

В процессе разговора об искусственном интеллекте лектор отметил, что несмотря на все достижения в робототехнике, до сих пор идут дискуссии о том, что же такое интеллект человека. Удивленные подростки узнали, что, оказывается, есть программа, которая может помочь сдать IQ-тест на 120 баллов. Посредством искусственного интеллекта программа при запуске заходит в Интернет и ищет ответы через различные сервисы самостоятельно.  Затем вычленяет максимально похожие из полученной информации.Также представитель Политеха напомнил всем увлеченным наукой, что роботы, несмотря на всю крутость, не могут осознавать себя, принимать решения в непредсказуемых ситуациях, а также размножаться и самосовершенствоваться.

  

Затем начался интерактив. Ученый поставил практическую задачу тинейджерам: придумать и обосновать интеллектуальную технологию для быта или школы. Дети разбились на группы и устроили настоящий мозговой штурм.  Представители первой группы предложили запускать людям в кровь биороботов для того, чтобы можно было освободиться от частых медосмотров и посещений больниц. Именно наночипы, по их гипотезе, будут призваны следить за здоровьем человека.  Даниил Курушин отметил, что система слежения за здоровьем уже есть и она называется иммунитетом, но в целом одобрил проект. Часть школьников предложила ввести роботизированное составление расписаний и школьные столовые, деятельность которых будет основана на роботизации. Тогда реальные повара и другой персонал не потребуются.

  

Такие мероприятия, по словам ученого-рассказчика,он проводит с 2016 года.

«Есть потребность, чтобы у нас были абитуриенты, потому что благодаря абитуриентам в принципе существует учебное заведение. Мы продвигаем не столько Политех, сколько мысль о том, что нужно приходить и учиться техническим специальностям для того, чтобы заниматься искусственным интеллектом и его изучением. Как все это реализуется, больше зависит от конкретного человека. Я начал проводить данные лекции с 2016 года. Коронавирус тут помог, в некотором роде. Появились время и возможности собирать школьников на онлайн-лекции. Слушатели моих лекций создали проект робота интернет-советчика, который бы подсказывал на уроках», – рассказал научный сотрудник.

  

Школьников и педагогов ликбез от ученого впечатлил.

  

«Мне было очень интересно, потому что вся полученная информация относится к техническим специальностям. Я окончил десятый класс лицея и хочу связать с этим свою жизнь. Отлично было услышать про нейросети», - признался 17-летний Станислав Першин.

  

«Большое удовольствие получила от лекции «Зачем нужен искусственный интеллект». Много интересного материала, взаимодействие с аудиторией на протяжении всей лекции. Огромная благодарность Даниилу Сергеевичу за живое общение и замечательную лекцию», – поделилась педагог лицея Татьяна Чертопруд.

Павел Пивоваров

  


Ирина Леонидовна Герасимчук, заместитель начальника учебно-методического управления:

­– Вот уже два учебных года подряд Пермский Политех в сотрудничестве с краевой школьной газетой «Перемена-Пермь» реализует проект «Профразведка. Политех-экспедиция». За это время больше 1000 детей из 30 школ города Перми поучаствовали в мероприятиях. Мы проводили с ребятами профессиональные пробы, встречи с учеными, хакатоны, пресс-конференции, дискуссии. И впервые в рамках проекта осуществили работу с учащимися образовательного учреждения другого региона. Мы благодарны всем сотрудникам Пермского Политеха, которые так отзывчиво относятся к работе со школьниками и понимают, что это наши будущие абитуриенты. И, конечно, хочется пожелать всем выпускникам школ удачи и пригласить влиться в ряды наших студентов.