НАСКОЛЬКО ЧИСТ СНЕГ РЯДОМ С ВАШЕЙ ШКОЛОЙ?
Ученики МАОУ «ЭнергоПолис» прошли первый этап проекта «Зелёные профессии: экологический десант». В лаборатории кафедры экологии ПГАТУ школьники провели анализ талой воды, собранной вблизи территории школы и на разном удалении от потенциальных источников загрязнения. Результаты исследований показали, насколько загрязнён снег около учебного заведения. Состояние снежного покрова является индикатором, поскольку отражает уровень загрязнения атмосферного воздуха.
Проект «Зелёные профессии» входит в программу ежегодного фестиваля «Переменим Пермь». Благодаря проекту команды учащихся школ смогут определить экологическую обстановку на школьном участке и прилегающей к нему территории. В проведении исследований школьникам помогают студенты и преподаватели Пермского государственного аграрно-технологического университета.
В рамках проекта команда школы «ЭнергоПолис» стала первой, кто провёл настоящее научное исследование талой воды в лабораторных условиях. Ребята провели органолептические исследования проб (по специальным шкалам определили цвет, прозрачность, мутность и запах воды). С помощью профессиональных приборов (ионометра и кондуктометра) определили рН, общую минерализацию и содержание фторидов. Кроме того, было проведено биотестирование проб с использованием микроскопических водорослей. Результаты биотестирования снимали с помощью прибора – фотоколориметра.
Перед началом работы членам команды рассказали, чем они будут заниматься и на какие показатели нужно будет обращать внимание. Школьники узнали, с какими приборами и оборудованием им предстоит работать.
Чтобы выполнить все задания быстро, команда разделилась на две группы. В первой группе работали с ионометром и кондуктометром, а во второй закладывали опыт по биотестированию. Для сбора и подсчёта измерений приходилось делать много рутинной работы, поэтому ребята действовали сообща и выполняли все задания по очереди – это облегчало и ускоряло процесс.
Исследования с ионометром сразу показывали результаты, которые можно было записывать в таблицу. Таким образом юные учёные узнали, что пробы воды, которые они привезли, довольно безопасны, однако пробовать снег на вкус всё равно не стоит. Работа с водорослями оказалась сложнее. Сначала все пробы нужно было равномерно разлить по колбам, потом добавить туда определённое количество питательных элементов и стартовую культуру водорослей, накрыть сосуды фольгой и оставить на 72 часа под постоянным освещением. Результаты этого исследования школьникам сообщат отдельно.
В конце осталось самое простое задание – органолептический анализ каждой пробы. Нужно было определить запах, цвет, мутность воды и наличие в ней взвешенных частиц. Для этого исследования дополнительные приборы не понадобились.
По завершении работы в лаборатории ребятам рассказали, что биотестирование воды можно самостоятельно проводить и в школе. Для этого всего лишь нужно приобрести, например, семена редиса или рукколы.
На следующем этапе участников проекта «Зелёные профессии» ожидает исследование воздуха на наличие пылевых частиц. На основании обоих исследований все команды подготовят отчёты об экологическом состоянии территорий своих школ и предложат проекты их озеленения. Каждая школьная команда выступит с итогами работы перед сверстниками.
Кроме лабораторных работ ребятждут встречи со специалистами и мастер-классы по визуализации и инфографике. Опыт, который ребята получат на этих мероприятиях, поможет им в создании итогового проектного продукта – плаката на экологическую тематику.
Проект «Зелёные профессии: экологический десант» – одно из восьми направлений фестиваля «Переменим Пермь». Впроекте участвуют ученики 8-10-х классов. Участие в проекте позволит школьникам пройти профориентацию в профессиях экологической направленности, а также повысит экологическую культуру и грамотность. Результаты исследований помогут в дальнейшем благоустройстве городской среды.
Дмитрий Шадрин