"ТЕАТР - ЭТО ЛИШЬ 3% ТВОРЧЕСТВА, ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ - ТЕХНОЛОГИИ"
25 февраля в рамках проекта «Творческая экспедиция» состоялась вторая встреча с Владимиром Николаевичем Ефремовым – преподавателем ПККИК и художественным руководителем проекта. Вместе с Владимиром Николаевичем мы «разложили по полочкам» сложную теорию сценического мастерства и режиссуры. Делимся с вами важными заметками с мастер-класса. Вместе с Владимиром Николаевичем мы «разложили по полочкам» сложную теорию сценического мастерства и режиссуры, а также разобрали, как можно сотрудничать журналистам - фрилансерам с театрами. Данное нововведение заявлено в рамках проекта «Большой фриланс».
Сегодня в режиссуре очень важна чёткость и поставленная задача
«Спрашиваю студентов, о чём постановка? А они говорят: “О любви”. Вот вам понятно? Где конкретика? Любовь бывает разная. Родителей к детям, девушки к юноше… Я люблю покушать – это тоже любовь. Нет в мире чувства более всеобъемлющего», – с улыбкой поясняет Владимир Николаевич.
Как сказать конкретнее? Используйте подсказку: тема –это «о чём», а идея – «ради чего».
И не забываемпро сверхзадачу любого творчества – пробудить у зрителя желание стать лучше!
Каким должен быть режиссёр?
У режиссёра есть 3 ипостаси:
- Творец;
- Организатор – умеет собирать круг единомышленников и распределять роли;
- Педагог-психолог – умеет увлечь актёра своей идеей.
Чего не должен делать режиссёр, так это опускаться до уровня зрителя. Он всегда должен говорить о высоком и показывать, какие новые созидательные чувства должны появиться у зрителя после сценического действия.
Как создавать действие на сцене?
«Допустим, выставите постановку в школе. Вам часто говорят, что обязательно нужно заучить текст!Я вам скажу, как режиссёр: надо запоминать не текст, а действие, которое рождается с этим текстом. Актёр на сцене должен не играть, а существовать, проживать свою роль».
Что актёру необходимо сделать перед тем, как состоится его выход?
- Оценить происходящее на сцене. Нужно органично присоединиться к действию.
- Пристроиться и адаптироваться к ситуации. Актёры не могут существовать сами по себе, это всегда актёрский ансамбль, где все подхватывают друг друга.
- Совершить действие (только сейчас!).
И задача режиссёра – создать такие условия, чтобы актёр на сцене удобно и органично себя ощущал.
А с помощью чего режиссёр создаёт условия?
Существует 2 вида выразительных средств:
- Традиционные – музыка (передаёт эпоху,задаёт ритм и контрасты), танец и пластика, слово и литература;
- Иносказательные – символ (например, «Алые паруса»), метафора, аллегория, олицетворение.
И напоследок – то, что вы точно не знали о режиссуре!
- На сцене лево и правоопределяется положением актёра, танцора и певца, а не положением зрителя.
- Слева обычно выходят положительные персонажи, а справа – отрицательные.
- На сцене можно стоять к зрителю спиной (если точно знаешь, зачем).
«Хороший режиссёр много читает, чтобы постоянно мыслить образами. Минимум в день – 20 страниц чтения высококачественной художественной литературы. Также важно изучать психологию человека, ведь нужно уметь находить подход к разным людям. А если режиссёр тактичен, имеет чувство юмора и развивает эрудицию,то у него стопроцентно будут самые яркие постановки. Театр – это лишь 3% творчества, всё остальное – технологии».
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ЕФРЕМОВ, художественный руководитель проекта
«Режиссура – это абсолютно моё, и я рада, что не упустила возможность принять участие. Готова ездить даже из Кондратово. Сейчас всё только начинается, и это так приятно будоражит. В проекте я надеюсь быть режиссёром – умею руководить, люблю ичувствую сцену. Уверена, что смогу помочь актёрам органично находиться на сцене, чему сегодня и учил Владимир Николаевич».
ДАРЬЯ КОЖЕВНИКОВА, ученица МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Проект реализуется при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Автор: старший методист ГБОУ «Академия первых» Анастасия Карпец