«БЕРЕЖЛИВАЯ ПЕДАГОГИКА», ИЛИ КАК УЧИТЕЛЮ НЕ СОЙТИ С УМА

23 апреля 2021 , 06:49

Сегодня проблема совершенствования образовательного процесса при работе с «необычными» детьми – школьниками с ОВЗ – актуальна как никогда. Её обсудили 1 апреля в пермской школе № 55 участники конференции «Бережливая педагогика», состоявшейся в рамках проекта «Юнкоры без границ». Этот проект был реализован при финансовой поддержке Администрации губернатора Пермского края. Публикуем советы и наработки педагогов.

  

Любовь Станиславовна Шеломенцева, учитель-логопед школы № 55 города Перми (тема доклада: «Путь к себе и другим»):

– В нашей школе 32 инклюзивных класса и два коррекционных класса. Для того чтобы работа была более продуктивной, мы применяем на практике антистрессовые приёмы для учителей и учеников. Также мы стараемся как можно больше заниматься спортом. Наша школа предлагает детям спортивные секции: баскетбол, лыжные гонки. Ещё одно направление – творчество. Детей с ОВЗ мы вовлекаем в творческую деятельность школы. На четвёртом месте – хобби. Это помогает и детям, и нам, учителям, отвлечься от повседневных проблем и просто отдохнуть.

  

Татьяна Сергеевна Макарова, учитель математики Сивинской школы-интерната (тема доклада: «Использование методов тайм-менеджмента для профилактики эмоционального выгорания педагогов школ-интернатов»):

– Методов, помогающих выстраивать ваше время правильно, достаточно много. Самым эффективным, например, считается «Камни, галька, песок». Каждое утро записывайте свои дела и классифицируйте их на «Объёмные проекты и задачи» (камень), «Подготовку к урокам, проверку тетрадей» (галька) и «Телефонные звонки и прочие мелкие дела» (песок). Помимо этого, создайте карту «хотелок», где изобразите или напишите то, что помогает вам разгрузиться после тяжёлого дня.

  

Анастасия Викторовна Борисова, педагог-психолог, и Ольга Викторовна Фадеева, преподаватель английского языка в Краснокамском политехническом техникуме (тема доклада: «Стрессоустойчивость педагогов как залог успешной профессиональной деятельности»):

– В наш техникум приходят ребята из неблагополучных семей. Поэтому мы используем форсайт-технологию, когда педагог выступает в роли адвоката, если у ребят происходит конфликт; в роли консультанта, чтобы помочь им с академическими задолженностями; и в роли слушателя, когда студентам нужно выговориться кому-то.

  

Мария Валерьевна Зыбина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЦДТ «Сигнал» (тема доклада: «Колесо жизненного баланса»):

– Предлагаю, коллеги, воспользоваться техникой «Колесо баланса» для перезагрузки осознанности нашей жизни. Итак, нарисуйте круг, разделите его на 6–8 областей и дайте им названия, например: «Здоровье», «Деньги», «Путешествия» и т. д. Оцените каждый сектор по 10-балльной шкале от менее важного до самого важного и соедините получившиеся точки. Смысл в том, чтобы сделать колесо почти круглым. Но важно делать это постепенно и с расстановкой.

  

Вероника Викторовна Слепцова, педагог дополнительного образования ЦДТ «Сигнал», руководитель объединения «Театральная студия «Мы» (тема доклада: «Профилактика профвыгорания»):

– Дорогие коллеги, помните, что кроме нас самих, нам никто не поможет в полной мере и выделяйте себе время на отдых. Не забывайте, что смех – это лекарство от депрессии. Хвалите себя. Если вам не спится, почитайте стихи. Поэзия ближе к ритму человеческого организма, чем проза, и действует успокаивающе. Цените себя и будьте здоровы!

  

Наталья Николаевна Лаврова, психолог, сотрудник психологической студии «Зазеркалье» (тема доклада: «О профессиональном выгорании, практические упражнения»):

– Дорогие друзья, для того чтобы быть в тонусе, важно уметь поддерживать себя здесь и сейчас. Давайте попробуем упражнение «Градусник». Встаньте. Представьте, что в одной стороне комнаты – полюс усталости, в противоположной – полюс активности. Расположитесь в наиболее подходящем для вас сейчас месте между двумя полюсами. По сути, это то же «колесо баланса». Заметьте, как изменилось ваше самочувствие после того, как вы начали двигаться.

Теперь сядьте, успокойтесь, закройте глаза и представьте луч белого цвета, который медленно движется от вашей макушки вниз по телу. Медленно отпускайте все энергетические зажимы и дышите глубоко. Проделывайте это упражнение время от времени для перезагрузки вашего организма. Вдох – любовь, выдох – благодарность!

  

Ольга Валентиновна Зырянова, директор школы № 22 посёлка Орёл (тема доклада: «Понять и принять. Особенности работы с детьми из приёмных семей»):

– Очень хочется поблагодарить организаторов проекта, потому что наконец нашим эмоциональным состоянием кто-то начал интересоваться! Так случилось, что в нашем посёлке каждый пятый школьник – из приёмной семьи. Поэтому мне бы хотелось повернуть нашу «Бережливую педагогику» к детям из приёмных и малообеспеченных семей. У большинства из них необходимо выявлять и снимать дефициты в сознании. Например, дефицит безопасности. Они априори лишены чувства уверенности в завтрашнем дне. Для восполнения этого дефицита у нас есть молодёжное объединение «Республика ШКИД», где старшие ребята учат младших безопасности на дороге, катанию на велосипеде, навыкам оказания первой помощи. Также существует дефицит разновозрастного общения. Волонтёрский отряд тимуровцев этот пробел восполняет. Ребята проводят акции поздравлений и помощи пенсионерам, экологические акции, помогают животным в приютах. Ещё у нас есть детский театр «Ожившая история», где ученики не только ставят спектакли, но и учатся любить и принимать себя.

  

Дмитрий Сазонов, Депутат Государственной Думы РФ:

– «Юнкоры без границ» – классный проект с реальными полезными результатами для детей с особенностями здоровья и их педагогов из школ и техникума города Перми, посёлка Орёл, села Сива и города Краснокамска. Три месяца эксперты-психологи помогали ребятам развивать коммуникативные навыки и учили педагогов способам профилактики профессионального выгорания. Очень полезным оказался и формат подведения итогов – конференция «Бережливая педагогика». Учителя смогли поделиться друг с другом опытом, эмоциями, собственными лайфхаками о работе с детьми. Такой формат поддержали уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Светлана Денисова, краевое Министерство образования и сами педагоги. В целом считаю, что более насыщенного, нагруженного различными навыками формата проектной работы с педагогическими кадрами ещё не было в пермском образовании. Нужно расширять горизонты проекта: он порождает реальные результаты, меняющие подходы самих педагогов при работе с нашими детьми.

  

Анастасия Леонтьева,

юнкор гимназии № 6