«Шла война, но детство есть детство»

30 апреля 2021 , 05:11

Раннее воскресное утро. Солнце уже взошло и дарило свои яркие лучи небольшой деревне в Суксуне. В доме, что находился в конце деревни и был похожим на избушку на курьих ножках, ещё спали, когда в окно кто-то постучал. Звали отца и мать: «Немедленно правлению колхоза!» Вся семья, взволнованная этим криком, отправилась в контору. Там был огромный репродуктор, он занимал весь стол, на котором стоял. Это был единственный репродуктор на всю деревню – у него собирались, когда давали поручения на работу. В этот раз за ним собрались вся деревня: от мала до велика. Никто не знал, по какому поводу. В конторе стояла гробовая тишина. И вдруг из репродуктора голос, сообщивший о начале войны. Тишина. Он раздался словно гром среди ясного неба. Сначала заплакали женщины. Это был даже не плач – рёв. «За ними заревели и мы», – отметила Анна Ивановна. Люди постарше уже знали, что такое война. Они пережили гражданскую и Первую мировую. А раз ревели женщины, то заплакали и дети. Снова возникла тишина. Вернувшись домой, все снова замолчали. Отец и дед уже прошли войны – они знали, чем это обернётся.

  

Учились за два километра от деревни. «На тот момент я окончила четыре класса. Папа сразу сказал: “Я сам на фронт пойду. А ты учись. Учи дочь. Корову продай – никогда это не забуду, – но учи. Учи”. Отправили меня в станционный поселок на полпути к Екатеринбургу. В рабочий посёлок. И начались будни. С первого же дня, 1 сентября, сразу в колхоз, который занимал половину посёлка. Другую половину занимал лесозавод. Там готовили древесину для фронта».

  

Уже тогда моментально появились лозунги: «Родина-мать зовёт», «Всё для фронта». В 5 классе дети уже собирали урожай: копали картошку, убирали морковь, колосья пшеницы. За каждым колоском тщательно следили, не позволяли ни единому колоску, ни единому зёрнышку, пропасть. Работа началась уже тогда. Жили так: сначала учёба, потом работа. И снова: учёба – работа – учёба – работа. В школу ездили на телегах, запряжённых лошадьми. Учителя же были эвакуированы из Ленинграда. Они учили собирать лекарственные растения, копать окопы, бросать гранаты, разбирать и собирать автоматы.

  

Несмотря на войну, каждую неделю в школе проводились вечера. Собирались вместе. Сначала читали свод новостей с фронта. Люди делились тем, что случилось у них, потом ставили сценки, обязательно про победу, те, что давали бы людям надежду, да и эти тёплые вечера уже не могли не помогать чувствовать поддержку. Вечера проводили те самые учителя-беженцы. Дети играли в обычные игры того времени, старались проводить время, как проводили бы его, не будь войны, но на это почти не было времени: «Шла война, но детство есть детство».

   

Рядом с посёлком проходила железная дорога, там была станция. Поезда без перерыва шли с востока на запад. Они останавливались, и из них высаживались беженцы, раненые, эвакуированные из захваченных регионов, но других к ним не подпускали: не положено. Однако люди всё равно крутились вокруг: когда удавалось купить открыточку, когда ещё что-нибудь... Было это весной сорок второго года. «Подбегает ко мне военный, взял за руку и потащил. Я испугалась, аж колени задрожали от испуга. Подвёл меня к вагону. Там на носилках лежал молодой парень. У него не было обеих ног. Не было и одной руки. Но он, увереный в своих словах, твёрдым голосом сказал: “Передай всем: победа будет за нами!”».

Ученики МАОУ «Лицей № 4»