ДЕТИ, ВОЙНА И КУКЛЫ

29 апреля 2020 , 05:26

Уже три месяца мы, восьмиклассники школы № 3, собираем краеведческий материал для создания драматического произведения в рамках проекта «Театр памяти», организованного газетой «Перемена-Пермь». Состоялось много интересных встреч, мастер-классов, экскурсий. Сейчас наступило время осмыслить, что же нового мы узнали и чему научились.

 

Когда руководители проекта предложили нашей школе заняться историей Пермского театра кукол, мы не представляли, как много интересного нас ждёт впереди.

 

Знакомство с театром началось в фойе, где царила атмосфера доброжелательности, уюта, напоминавшая о детстве и мире сказок. Здесь нас встретила Татьяна Шерстневская – старейший сотрудник театра кукол, в котором она работает с 1965 года.

 

Татьяна Сергеевна рассказала об истории театра. Оказывается, актёрская кукольная труппа была основана ещё в 1937 году, но крыши над головой не имела вплоть до 1950-х. Спустя почти 20 лет театр обрёл то здание, которое мы знаем сейчас. Но далеко не всем известно, что это помещение изначально было построено как… тюрьма. Свою жизнь театр кукол начал, подобно театру С. Образцова, со сказки «По-щучьему велению» в постановке первого режиссёра Лидии Сергеевны Цимловой. Именно во время экскурсии мы услышали о Евгении Трутневой, которую раньше знали как пермскую детскую писательницу. Выяснилось, что её имя связано и с историей Театра кукол. Во время войны, что нам особенно было интересно, писательница работала в кукольном театре заведующей литературной частью. Так начались наши поиски.

 

В театре нам посоветовали обратиться в библиотеку № 5, которая еще в 1966 году стала Литературным центром имени Е. Ф. Трутневой. Пожалуй, это была одна из самых теплых и содержательных встреч. Здесь действительно заботливо и трогательно хранят всё, что связано с памятью писательницы. Нас потрясли архивные документы, рассказывающие о тайне рождения Евгении Фёдоровны. С любовью собранные и сохраняемые книги, газетные статьи, автографы. Несколько часов провели вместе с руководителем литературного центра, и постепенно у нас стал складываться облик этой скромной, но невероятно талантливой писательницы.

 

Как оказалось, она не знала своих родителей. Евгения ещё ребёнком была подброшена в дом Вишневских, богатых бездетных людей. Они воспитывали её как родную. Девочка с отличием окончила Мариинскую женскую гимназию. Гимназистки, часто собиравшиеся в гостеприимном доме Вишневских, читали стихи, ставили спектакли. Возможно, тогда и началась любовь Трутневой к литературе. Но, прежде чем стать великой писательницей, ей предстояло пройти долгий путь, сменить множество профессий. Впервые её имя появилось в газетах в 1935 году под стихотворением «Я сын трудового народа». Тогда писательнице был уже 51 год.

 

На творчество пермской поэтессы обращали внимание известные композиторы, на ее стихи было создано множество песен. А вот трогательные строки из письма Д. Шостаковича: «Учитывая исключительно важное значение создания новых хороших песен для детей, жюри конкурса на лучшую детскую песню обращается к Вам с просьбой принять участие в конкурсе. Жюри надеется, что Вы не откажетесь внести свой вклад в создание новых песен для советских ребят, и желает Вам творческого успеха. Председатель жюри конкурса на лучшую детскую песню Д. Шостакович».

 

А вот красноармейцы обращаются к Евгении Фёдоровне в канун нового 1943 года: «Сейчас наши артиллерийские и оружейные бригады работают в непосредственном расположении огневых точек. Да, нам бывает трудно, но мы знаем, что мы защищаем Родину, свою семью, дом, всех Вас и это придаёт нам силы».

 

Может быть, читая это письмо, Евгения Фёдоровна и придумала сюжет своей забавной пьесы-миниатюры «Фриц в сказке»? Когда мы увидели военное издание этой пьесы, подержали в руках пожелтевшие страницы, сразу решили, что в своей постановке используем текст, сочинённый именно тогда, в годы войны.

 

Наше представление о том, как в кукольном театре готовили спектакли для эвакуированных из Москвы и Ленинграда ребятишек, вполне сформировалось во время мастер-класса по работе с куклами. Мы вновь пришли в театр кукол. Нас встретила Беляева Алена, актриса театра, удивительно светлый и позитивный человек, настоящая волшебница. В ее руках оживали не только куклы, но и бумага, ткань, да и наши неподвижные пальцы и руки становились героями сюжетов.

 

Вообще за эти два-три месяца мы многое узнали и многое попробовали. Например, на мастер-классе по сценической речи мы узнали, что важной составляющей актёрского мастерства является сценическая речь, то есть искусство слова. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Нам рассказали, как актёрам предстоит постоянно, изо дня в день, много, упорно, кропотливо работать над своей дикцией и чистотой произношения, над интонацией и выразительностью речи, над постановкой правильного речевого дыхания, кроме того, им необходимо развивать навыки работы с воображаемым и реальным предметом. Невнятная речь недопустима для хорошего актёра. Нужно ежедневно произносить скороговорки. Оказывается, есть даже специальные упражнения для развития сценической речи, которые мы сами проделывали на мастер-классе. Через мастерство речи актёр передает зрителю внутренний мир, характер своего персонажа.

 

И вот, вооружённые разными сведениями, представлениями, умениями, мы приступили к написанию своего собственного сценария. Мы обсуждали, какой же должна  быть Евгения Трутнева в нашей пьесе, прикидывали, кто мог бы сыграть писательницу. В конце концов поняли, нужно будет дать слово «документалисту» и самой поэтессе. Так возникло две роли: архивариус и лирический комментатор. А на сцене Евгения Трутнева будет стоять в окружении детей, которых только что привезли из блокадного Ленинграда. Дети расскажут о себе стихами Евгении Фёдоровны. Нас эти стихи тоже очень тронули:

 

Сцена 1.

На сцене полукругом сидят дети.

Мальчик

Что за странный город, —

    Снега да снега!

Под окошком горку

    Намела пурга.

Девочка

Надышал на стекла

    Под вечор Мороз.

У меня промокла

    Подушка от слез.

Девочка

Днем-то я не плачу,

    Я днем не реву, —

Ну... неплохо, значит,

    И здесь я живу.

(Фрагмент стихотворения Е. Трутневой «Снежный город»)

В этот момент входит Евгения Федоровна.

 

Так постепенно стал складываться нас будущий спектакль о войне, детях и куклах. Очень надеемся, что нам удастся довести его до сценического воплощения.

 

Докучаева Виктория, Сайранова Екатерина,
Ситникова Маргарита, Сукманова Анастасия,

Юнкоры школа № 3

Киркина Елена Эмильевна, куратор проекта

 

Проект реализуется при финансовой поддержке Фонда грантов губернатора Пермского края