ВАЛЕРИЙ АНАНЬЕВ: «В БИТВАХ ЗА ДЬЯКОВО И ЛОТОШИНО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОГИБЛО ПЕРМСКИХ ВОИНОВ»

8 мая 2021 , 16:46

Школьники отправились в Подмосковье

 

Холодным апрелем 2021 года пермские школьники,  учителя и журналисты побывали под Москвой на местах сражений 379-ой уральской дивизии. Эта дивизия в январе 1942 года освободила от гитлеровцев ряд подмосковных деревень, а том числе, село Лотошино. Усилиями Валерия Анатольевича Ананьева, учителя истории, командира поискового отряда «Отечество» восстановлено тысячи имен пропавших без вести советских бойцов, большинство из которых были пермяками.  Именно Валерий Анатольевич встретил пермскую делегацию. Он даже способствовал тому, чтобы глава Лотошинского поселения предоставила автобус для пермяков. Ехать от Москвы немало – 130 км. «А как же не поспособствовать, - сказал 82-летний сотрудник Лотошинского краеведческого музея. – Вы - наследники наших освободителей! Вы – вторая делегация с Урала, после той, что  приезжала в 1972 году».

Пермская делегация в Лотошинском краеведческом музее

 

Школьники, прибывшие со своим классным руководителем Эльвирой Шевхатовной Мансуровой, учатся в пермском лицее №4. Эти ребята стали победителями проекта «Десант памяти», организованного пермской краевой школьной газетой «Перемена-Пермь» при поддержке И.В. Сапко, депутата Государственной Думы РФ. Ребята из 10 школ Перми подготовили радиоочерки о пермяках, погибших в битве под Москвой. Наградой для команды победителей стала эта поездка в столицу. К делегации присоединились также Наталья Ханова, главный редактор «Перемены-Пермь», Дарья Полушкина, руководитель проекта «Десант памяти», Ольга Дружинина, журналист, член общественного совета при детском омбудсмене РФ.

Редакция "Перемены-Пермь" с журналисткой Ольгой Дружининой (последняя справа) у памятника в Дьяково

 

Кстати, надо отметить, что вся эта история началась с обращения в редакцию дочери одного из погибших под Москвой воина – Надежды Петровны Чеснаковой, учителя-пенсионера. Она рассказала, что часто бывает на месте захоронения отца и сожалеет, что пермские школьники не знают о своих земляках из 379-ой дивизии. Так и появилась идея проекта «Десант памяти», воплощенного редакцией газеты «Перемена-Пермь».


Пермская лицеистка в образе санитарки 379-ой девизии

 

Едем по местам сражений

Ну а сейчас мы едем с Валерием Анатольевичем Ананьевым по подмосковной земле и разговариваем с ним о подвиге наших пермских солдат и их командиров. Валерий Анатольевич шутя называет себя «ветераном Куликовской битвы». Он высок и громкоголосен. Ребята слушают его, затаив дыхание. Про такого говорят: «Настоящий». Он рассказывает школьникам о подвиге их земляков без пафоса и назиданий, просто, жизненно и с болью в голосе. Всю поездку между вылазками из автобуса, мы ведем этот диалог. Дети и взрослые слушают. Наталья Ханова задает вопросы.


Валерий Анатольевич Ананьев, историк, командир отряда "Отечество",
сотрудник Лотошинского краеведческого музея

 

Валерий Ананьев:

- В основном наш район освобождали уральцы. Мы едем туда, где сражались дивизии: 348-ая с Оренбуржья, 363-ая и 365-ая Свердловские, 371-ая Челябинская и 379-ая Пермская. Основные потери понесла именно 379-ая дивизия. Сюда в советское время приезжали участники войны. Как-то раз приехала даже делегация ребят из Чайковского.

 

Наталья Ханова:

- А когда была последняя делегация из Перми?

- Я уже не помню. Но каждый год ездят родственники погибших. Люди из Пермского землячества ездят два раза в год. А вот делегаций, пожалуй, и не было, вы – первые. Было в 1972 году из Чайковского человек 20, они привезли маленькую березку. Мы ее посадили, поливали, сейчас выросло гигантское дерево.


Школьники из Перми у подножия памятника воинам 379-ой девизии

 

В годы войны я жил в деревне Сутниково у берегов Руссы. Где-то в декабре 1941 года пришли воины 379-ой дивизии. Мать тогда затопила печку, вымыла картошку, залить водой и хотела поставить в печь в чугунке. И вдруг начался бой. Мы всей семьей (отец-инвалид, мать, я и брат) скрылись в  подполе. Вдруг дверь распахивается. Бойцы хватают сырую картошку и с жадностью грызут. Мать кричит: «Что вы делаете, у меня хлеб, сало есть». Они ей: «Мать, времени нет. Бой. Ваш дом первый. Деревню нужно взять. У нас три дня во рту ничего не было».  Ваши земляки шли в 1941 году в двадцатиградусный мороз по сугробам через лес с тяжелой винтовкой, гранатами, саперной лопаткой, вещь-мешком. А тылов нет, деревень нет. И они идут и идут.


Пермская делегация в Подмосковье

 

Потом я начал работать и изучать архивы и нашел документ от 24 декабря 1941 года. В  документе сказано: «Бойцы этого полка три дня не получают пищу и вынуждены питаться сырым мясом  павших лошадей и коров, жмыхом». А приказ у них – идти, поэтому приходилось на ходу жевать такую «пищу». В таких условиях ваши земляки гнали немцев, освобождали нашу землю. И кстати, в моей деревне все немцы были перебиты, ни один не ушел. Некоторые спрятались в церкви. А вечером бойцы 379-ой дивизии пришли туда отдохнуть и «Гитлер капут». И ни один дом у нас не был сожжен, поэтому мы были счастливы.

 

А приказ был у немецких офицеров Дьяково не сдавать: «Солдат, отступивший назад, будет расстрелян. Лейтенант, который отвел свой взвод без приказа, будет расстрелян». Вот так, умирай, но ни шагу назад. Потерь было очень много. Всего с 379-ой дивизии где-то около 500 человек лежит в лотошинской земле: кудымкарских, осинских, кунгурских.

 

Первая остановка в Калицино


Кладбище в Калицино, где будет установлен мемориал с 500 именами воинов 379-ой девизии

 

За разговорами доехали до деревни Калицино. Выходим. Здесь возле кладбища стоял монумент в память о погибших бойцах. Но сейчас монумент снесен, на его место установят новый, там будет около 500 имен, которые будут увековечены благодаря В.А. Ананьеву. А еще здесь растет та самая береза, что посадили в 1972 году школьники из Чайковского.


Береза, посаженная пермяками в Лотошино в 1972 году

 

Валерий Ананьев:

-  Тут очень большое захоронение. А березка растет здесь своими корнями над прахом своих земляков. И она отличается от наших берез. Она как будто вся морщинистая от горя. Вот там деревня Звягино (показывает вправо от берёзы). Основные силы поднимались в атаку оттуда. И нужно было около трех километров идти по глубокому снегу. И они не дошли… Прямо здесь их расстреливали из пулеметов. На этом поле громадном погибла большая часть 379-ой.  Вот если приедете через полгода, увидите новый мемориал. Давайте возложим цветы у березки. Тут 300 пермяков захоронено.

 

Мы нашли пропавшего без вести

После возложения цветов и фотографирования снова загружаемся в автобус. Валерий Анатольевич продолжает рассказ. На этот раз спросили о том, как он начал заниматься поисковой деятельностью.


Учащиеся лицея № 4 г. Перми в Дьяково

 

Валерий Ананьев:

- Родился в 1939 году, мне 82 года. Отец у меня был бухгалтером. Он потерял ногу еще в молодости, поэтому не занимался физической работой. Мать работала заведующей клубом, потом она занималась детьми. Родители уже давно умерли, а младший брат сейчас работает в атомной промышленности, а я стал учителем. В Калицинской школе преподавал тракторное дело. Я - техник-механик по профессии. Начал еще молодым заниматься историей, создал отряд. Нашим отрядом найдено более тысячи останков погибших воинов. Первые мероприятия были проведены еще в 1987 году, последние – в сентябре 2020 года.  


В.А. Ананьев рассказывает школьникам из Перми о пути 379-ой девизии

 

Наталья Ханова:

- А вы всю жизнь проработали в школе? Есть ли продолжатели поискового отряда?

 

Валерий Ананьев:

- Сейчас работаю в музее. А вообще, да, всю жизнь был учителем. Продолжатели моего дела? Я пробовал на свою должность взрослых людей с историческим образованием. Но не заразил их этим делом, не получилось. Сейчас вот снова начал поисковую работу. Пермское землячество подарило новую аппаратуру.

 

Саша Комаров:

- А какие у вас есть медали?

 

Валерий Ананьев:

- Я ветеран труда. Медали есть за заслуги перед Лотошинским районом, за увековечивание памяти погибших защитников Родины. Знаешь, как полезно ходить в атаку с медалями? Немец как даст пулеметную очередь, и тебя не пробьет из-за медалей (смеется). Вы приехали к нам в Лотошино, а я тоже бывал на Урале. Мы с ребятами посетили Кунгур – место рождения 379-ой дивизии. Побывали в школе №69 (сейчас гимназия №6), где был музей этой дивизии. Затем посетили деревню Герасимовка, где жил Павлик Морозов. А вот и подъезжаем к Дьяково. Взгляните, на нас смотрит солдат (памятник), ваш, может быть, земляк. И на памятнике слова: «Вы все, кто будете после нас, не забывайте, что в годы сороковые мы спасали родину и вас».


Памятник солдату, бегущему в атаку.
Курган в районе деревни Дьяково
Лотошинского района в Подмосковье

 

Автобус остановился возле этого памятника. Вокруг поля бескрайние. Гуляет ветер. Кругом плиты с именами погибших советских воинов. Эльвира Шевхатовна Мансурова, учитель лицея №4 говорит: «Ребята, а поищите здесь Луку Васильевича Шаламова. Это дедушка моей коллеги Яны Васильевны Шаламовой. Он погиб в этих местах. Она просила поискать, а вдруг найдется его имя». Школьники стали искать… и нашли. Кто-то закричал: «Вот же его имя – Лука Васильевич Шаламов». Э.Ш. Мансурова даже расплакалась: «Вот чудо!». Она тут же набрала Яну Васильевну и сообщила, что найдено захоронение ее деда.  Всех участников поездки ошеломило это открытие. Чудо свершилось прямо на наших глазах. Еще одна семья обрела своего героя. Потрясенные случившимся делегация продолжила путь.


Надпись Л.В. Шарламов, родственник пермской учительницы, герой найден в апреле 2021 года,
ранее его семья не знала места захоронения

 

Земляк, спасший взвод

- Скажите, Валерий Анатольевич, а тут находили снаряды, мины? – спросил самый маленький участник экспедиции Саша Комаров. Ему всего-то 8 лет.

 

Валерий Ананьев:

- А как же, Саша, находим до сих пор. Вот недавно сообщил в МЧС, что найдено два снаряда. Сообщил, но они до сих пор не выехали и не обезвредили эти снаряды. Как-то раз мальчишки нашли мину, стукнули молотком прямо по взрывателю, и трех человек разорвало на части. А сейчас мы едем по дороге, которая была построена по моей инициативе. Я просил об этом губернатора Московской области. Перед вами, ребята, долина смерти. И вот единственный искусственный курган на месте захоронений в Московской области. Тут сделали памятник «Бегущий в атаку с лицом на Запад». Здесь лежит около 500 человек.


Пермскй школьник возлагает цветы погибшим землякам

 

Автобус остановился. Школьники выходят. Курган высится над полем, а на нём - памятник солдату, бегущему в бой. У подножия памятника - плиты с именами погибших. Среди них есть и младший лейтенант, командир взвода, Шевляков Николай Степанович, который 25 декабря 1941 года закрыл собою амбразуру. Ему было 20 лет. Ребята задумчиво обошли курган, прочли имена на памятных досках, потрогали заржавевшие каски, фляшки, противогазы, лежащие свободно у памятника. И снова пора собираться в дорогу, к последнему месту назначения.

 

Единственный памятник уральцам

 

Валерий Ананьев:

- Сейчас мы едем в Хилово. Там установлен единственный в России памятник воинам-уральцам на местах сражений. Поставили его в 1995 году. А в 2020 году Пермское землячество выделило деньги на реконструкцию. Благодаря этому был установлен памятник Д.Д. Лялюшенко, командующему 30-ой армией.


Единственный в России памятник воинам-уральцам на месте их сражений под Москвой.
До Твери 87 км

 

Автобус остановился. Делегация высадилась у монумента, состоявшего из танка на постаменте, бюста Д.Д. Лелюшенко. Под танком на красном мраморе большими серебристыми банками написано: «Урал». В.А. Ананьев рассказал, что мечтает о том, чтобы памятник был доделан. На его взгляд здесь не хватает большой бетонной стены, на которой были бы выгравированы номера частей и фигура бажовского Старика-Урала. Историк говорит, что хорошо было бы, чтобы автором этого монумента был пермяк. Валерий Анатольевич очень гордится тем, что его стараниями возведен этот памятник, в месте прорыва обороны немцев. Он много раз повторял, что подавляющее большинство 30-ой армии были уральцами.

 

Валерий Ананьев:

- Как хорошо, что вы приехали. Вы – пермяки! Приезжайте сюда. Может, кто-то из вас продолжит мое дело…

Валерий Ананьев, командин поискового отряда "Отечество"
и Наталья Ханова, главный редактор газеты "Перемена-Пермь"

 

Ребята зааплодировали Валерию Анатольевичу. Он был смущен. Путь до Лотошинского музея продолжили в тишине. Все смотрели на дорогу, по которой 379-ая дивизия уходила дальше на Смоленщину. Но уходила, понесся огромные потери, оставив в лотошинской земле сотни своих соотечественников.

 

Наталья Ханова
Анастасия Леонтьева

Фото: Дарья Полушкина