«Я всегда старалась всем помочь!»

30 апреля 2021 , 04:19

От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй, травой...

  

Школа № 22. Большой кабинет с плакатами на стенах. Серьёзные лица ребят вокруг, их глаза, внимательно наблюдающие за происходящим. А перед школьниками, у стола, стоит женщина с длинными седыми волосами, заплетёнными в косу. Это Марина Николаевна Левченко, и на её детские годы пришлись события Великой Отечественной войны.

  

Марина Николаевна плохо помнит военный быт. Родилась она в начале войны – в начале 1942 года, когда немцы подошли к Москве. «Получилось так, что, уходя, папа погладил живот у мамы (она тогда ещё носила меня) и говорит: “Доченька родится. Мариной назови”». И через месяц действительно появилась девочка.

  

Но с войны отец так и не вернулся. Пропал без вести – ветеран даже показала извещение, очевидно, так трепетно хранимое. С волнением в голосе Марина Николаевна рассказала, как её мама постоянно ходила на вокзал – встречать все поезда: не верила, что муж погиб. Но, к сожалению, дождаться она его никак не могла: он действительно пал в бою во время войны. Его могилу (братскую могилу!) Марина Николаевна посетила уже только 70 лет спустя (в 2016 году) – в городе Старице. Побывала там с внуком. С гордостью и грустью она добавила: «Мне сказали там: вашему отцу поставлена отдельная табличка». И действительно: на фотографии виднелась чёрная надпись с именем, фамилией и отчеством солдата.

  

С собой Марина Николаевна взяла не только альбом с фотографиями родителей, но и разные письма, записи песен, стихов и прочее. Временами она зачитывала даже большие отрывки. Все они – о войне и её героях. И в голосе при декламации слышалась печаль:

  

Мы – маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Нам до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

Из тёплой, полной снов постели,

Из комнат, где цвели цветы,

В бомбоубежища и щели

Мы ночью с бабушками шли…

  

Сохранились у Марины Николаевны и карточки на хлеб. В голодное военное время по ним получали еду: ей положено было 200 граммов, а маме её – 500. Одно из самых ярких воспоминаний, о которых женщина сообщила с тяжёлым сердцем, – это когда её мама пришла со слезами на глазах вечером домой после работы. И с перевязанными руками: сдавала кровь, чтобы получить потом карточки, а затем и пищу для дочки. Но в этот раз всё прошло неудачно: кровь не шла, а мама из-за этого плакала. И тогда маленькая Марина сказала: «Мамочка, не плачь! Я выучусь, я буду работать, и ты никогда больше кровь сдавать не будешь!» А ведь ей было тогда всего 3 года! «Мне хоть и 80 лет будет, но память у меня живая!» – отмечает Марина Николаевна.

  

За всё время встречи никто не произнёс ни слова, ни один не решился прервать рассказ Марины Николаевны. Так поразила всех её история. И это здорово, что такая возможность сейчас есть – узнать о нелёгкой доле «детей войны» и о том, как они с достоинством смогли пройти все жизненные испытания, повзрослев и оставшись добрыми, оптимистичными и готовыми всегда прийти на помощь.

ученики МАОУ «СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков»ученики МАОУ «СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков»