Войной изломанное детство
Каждую весну из года в год страна отмечает праздник Победы. Парады, праздничные концерты военных песен, торжественные акции – всё это говорит о радости победы, о том, как важно помнить и ценить великий подвиг предков.
Но вдали от фронта, в тылу войны, жили простые люди. Они, как и мы все, учились и взрослели, любили и страдали, радовались и грустили. Человек, которому посвящен этот текст, был одним из них.
Валентина Алексеевна Изранова родилась в Пензе в 1936 году. Во время начала военных действий ей было всего 5 лет. Однако память Валентины не только хранит в себе на удивление давние воспоминания, ее лицо отражает пережитые эмоции так, словно события произошли лишь вчера.
Начало войны Валентина Алексеевна помнит не очень хорошо, в том числе и день отправления на фронт. Из семьи отправились 8 человек, но вернулись домой лишь двое. У Валентины были близкие отношения с ее братом, он сильно повлиял на жизнь и формирование личности своей сестры. Брат часто отправлял письма и сообщения. Весь материал: записки, «треугольнички», похоронка отца, фотографии с фронтаㅡвсё находится в Пермском историческом музее.
Быт военного времени хорошо запомнился Валентине. Она помнит, что дверь у них всегда была открыта и к ним часто приходили беженцы, в чьих городах была бомбёжка. Помнит, как спали на полатях, как получали похоронки, как преодолевали голод. Во время рассказа взгляд Валентины устремляется в никуда, она ненадолго замолкает, словно пытаясь справиться с эмоциями, вызванными этими воспоминаниями: «Впрочем, сильного голода не былоㅡвсегда делились». Она рассказала, что эти трудные годы были сокращены добротой людей и взаимовыручкой. Соседи отдавали последние корочки хлеба, последнюю картошку, лишь бы никто не голодал и все жили в дружбе и согласии. "Наверно, потому и победили, что помогали друг другу",ㅡговорит Валентина Алексеевна с улыбкой. А в глазах женщины сияет отражение воспоминаний о счастливых моментах прошлого.
Детство – это беззаботное время счастливых воспоминаний. Дети всегда остаются детьми, даже в такое страшное время как война. Героиня нашего повествования рассказала и о их детских забавах. С нежной улыбкой Валентина вспоминает, как они любили играть в школу, в лапту, в мячик. Валентина Алексеевна с детства была склонна к гуманитарным предметам, рано научилась читать и писать. Некоторые безграмотные люди даже приходили к Валентине Алексеевне, чтобы она написала письмо на фронт. Ей диктовали, а она записывала. Взамен ей приносили ягодки или ещё что-нибудь. Также, уже после войны, она участвовала в ликвидации безграмотности в 4-ом классе. Она обучала тётю Веру, которой уже было за 50: ходила к ней с азбукой, учила её писать. Воспроизведение в памяти этих событий вызывает у Валентины теплые чувства ностальгии.
Но не все время дети могли просто быть детьми и радоваться мелочам. Война заставляет взрослеть рано. Самым страшным для Валентины Алексеевны было получение похоронок. В похоронках, которые высылал военкомат, указывались ФИО, обстоятельства смерти, и ещё обязательно «Погиб смертью храбрых». Валентина Алексеевна хорошо запомнила момент, когда ее мама получила похоронку. Она словно окаменела. Мама даже не плакала, просто лежала и смотрела в одну точку на потолке, не шевелясь. Героиня нашего рассказа вспоминает, что очень испугалась такой реакции матери. Рассказывая это, Валентина тихонько вытирает слезы с лица. Её голос слегка дрожит, выдавая переживания души. Даже спустя столько времени эти воспоминания не могут не тронуть её сердце.
В первом классе уже велись беседы на тему войны. Появились первые герои. Дети в то время интересовались этой темой, им было интересно, как и что проходило на фронте. Также в школе, уже в 10-ом классе, к ним перевелся мальчик-инвалид. Он участвовал в войне и не имел глаз, вместо них чёрно-синие ямы, которые всегда были на виду, так как он ходил без очков. У него не было фаланг пальцев. И каждый урок были слышны стуки костяшками, то записывающих, то читающих что-то. Ему все всегда старались помогать. Но никто никогда не спрашивал у него, откуда все эти ранения, в каких боях он участвовал. Да и он не рассказывал.
Как бы ни была ужасна та война, было в ней кое-что хорошее. Победа. Валентина Алексеевна очень хорошо помнит тот день. О победе Валентина Алексеевна узнала в постели, когда мама прибежала и радостно закричала: "Война кончилась!". Валентина соскочила с постели, все выбежали на улицу. В тот день все радовались, смеялись, обнимались, целовались, кричали что-то бестолковое, но это была всеобщая радость. Потом самолёты летали над головами и раскидывали листовки о победе. Также был митинг с выступлениями в честь радостного события. Когда Валентина рассказывала о победе, голос её наполнялся счастьем и торжественностью, ее глаза сияли, и улыбка невольно озарила лицо.
После войны Валентина Алексеевна хорошо вела переписки с друзьями. Также она побывала в разных странах, в том числе и в Германии. Она считает, что люди, которые родились уже после войны, не имеют такой злости и ненависти. Она помнит, как приходили пленные немцы, однако настоящих фашистов она никогда не видела. Видела простых людей, которые даже построили нашу школу. «Ненависти к ним я никогда не испытывала, а наоборотㅡнас часто угощали, давая дируны или ещё что-нибудь».
Валентина Алексеевна нечасто вспоминает события войны. Для нее это является чем-то неприятным, безумием, жестокостью. «Человек рождён для счастья, а тут война...» – говорит наша героиня. Но Валентину Алексеевну приглашают в школы для проведения бесед на эту тему, и она не отказывается. Она хочет, чтобы дети знали о том, что эта победа забрала много жизней и трудов, но она честная, заслуженная, настоящая. Ведь смерть и убийства - не для людей. Для людей это неприемлемо».
На этом моменте Валентина скромно улыбается, ее глаза мягко блестят от непролитых слёз. Возможно, слова женщины не в полной мере отражают ее чувства, но глаза – это зеркало души. И в этом зеркале мы видим всю радость, боль, жизнь, смерть.
