УКРЕПЛЯЕМ ИММУНИТЕТ ПЕРЕД САДИКОМ: СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА

25 августа 2020 , 14:03

Поход в детский сад может стать самым настоящим испытанием для иммунитета ребенка. Малыш, до поры до времени воспитывающийся в домашней атмосфере, сталкивается с большим миром, который наполнен не только новыми знакомствами, но и микробами. Как подготовить организм и оградить ребенка от болезней?Об этом мы спросили у нашего главного редактора Натальи Александровны Хановой, которая по совместительству является педиатром, неонатологом, кандидатом медицинских наук и мамой шестерых детей. 

 

Почему дети начинают часто болеть, начав ходить в детский сад?

Во-первых, когда ребенок живет в семье, он имеет малый круг контактов. В садике этот круг контактов становится гораздо шире: помимо других детей есть и взрослые. Происходит обмен микрофлорами. Микробиота у всех людей разная: то, что хорошо для одного, может быть плохо для другого. Также не секрет, что есть родители, которые водят в детский сад детей кашляющих, чихающих.

 

Во-вторых, в садике есть своя флора: помещения детского учреждения часто дезинфицируют, поэтому и местные микробы гораздо устойчивее к средствам дезинфекции, чем те, что проживают у нас дома.

 

В-третьих, для любого ребенка период адаптации к саду равен стрессу, а в стрессе иммунитет ослабевает и, как следствие, подвергается риску заболевания. Снижается устойчивость организма к возбудителям инфекций.

 


Как правило, ребенок заболевает в первые две недели после первого посещения. Это нормально, нужно быть к этому готовым. К слову,  у педиатров во всем мире считается нормой, что с 3 до 7 лет ребенок может болеть 7-8 раз за год, даже не посещая сад.


 

 

Что может сделать мама, чтобы организм ребенка легче перенес адаптацию к садику?

1. Во-первых, важно помнить, что нет общего рецепта, нужен индивидуальный подход. У каждого из нас определенные характеристики здоровья и иммунитета. Это наш багаж, с которым мы идем по жизни. У кого-то может быть предрасположенность к отитам, бронхитам, инфекциям мочевыделительной системы. Нужно очень хорошо знать своего ребенка и не допускать перехода ОРВИ в более серьезные заболевания.

 

Для этого лучше всего пройти медкомиссию перед походом в детский сад, основательно и вдумчиво обсудить с врачом состояние здоровья малыша. Обследовать ротовую полость, посмотреть, увеличены ли миндалины, были ли отиты. Важно задаться вопросом, как вообще малыш переносил ОРВИ последние разы? Тогда можно предпринимать меры заранее.

 

Если в анамнезе были инфекции мочевыводительных путей, то при ОРВИ нужно сдавать анализ мочи. Если были отиты, то понимать, что инфекция в уши попадает из носа, и нужно следить за носом. И самое главное: при первых признаках заболевания в саду нужно забирать ребенка домой.

 

2. Закаляйте ребенка. Это можно делать с рождения в легкой форме: не кутать ребенка, давать ему бегать босиком по траве, давать пить холодное питье. Важно, чтобы ребенок спал в проветриваемой комнате.

 

3. Соблюдайте гигиену. Недавно выяснилось, что дети, которые переодеваются в домашнюю одежду после сада, болеют в два раза меньше, чем те, кто ходит дома, не переодевшись. Здорово приучить малыша пить воду или полоскать горло водой, как только он приходит домой, чтобы смыть «чужие» микробы из носоглотки, и не только мыть руки, но и умывать лицо.

 

4.Обратите внимание на режим дня: вовремя укладывайте ребёнка спать, соблюдайте режим питания и отдыха и в выходные дни. Начните за месяц до сада жить в «садиковском» режиме: пораньше вставайте и ложитесь, наладьте режим питания. Тогда стресс будет меньше.

 

5. Лучше отдавать малыша в детский сад в теплое время года, перед закрытием детского сада – в мае, июне.

 

6. Очень важен питьевой режим в течение дня в детском саду. Это нужно обсудить с воспитателем или руководством сада: вода должна быть в доступе у ребёнка. Важно приучать малыша пить воду дома, чтобы и в саду он не забывал это делать.

 

Обязано ли руководство сада следить за здоровьем детей на входе в группу?

Да, это прямая обязанность руководства детского сада, именно для этого в нем работает медсестра. Но если мы говорим о государственном саде, то понимаем, что когда единовременно в течение часа в сад устремляется 200-300 детей, медсестра просто физически не сможет их всех осмотреть. Поэтому родители должны подписать бумагу, что ребенок здоров. Это еще и вопрос самодиагностики.

 

Конечно, с 9:00 до 13:00 медсестра обходит всех детей, выявляя заболевших. Но даже если она найдет такого ребенка в 11 утра, то он уже будет иметь несколько часов контакта с другими детьми. Вопрос фильтра очень важен, но он не всегда хорошо организован. Поэтому очень важно, чтобы сами родители проявляли ответственность.

 

Влияет ли частая смена садов на здоровье ребенка? Важно ли, чтобы ребенок ходил в одну и ту же группу?

 

Если ребенок уже ходил в сад, то в любом случае его устойчивость к заболеваниям выше. Но любая смена обстановки – это большой стресс для ребенка, не забывайте. Что важно, ко второму году посещения сада ребенок значительно меньше болеет, чем в первый год. Поэтому это время надо просто пережить.

 

 

Что лучше: отдать малыша в сад как можно раньше, чтобы он всем переболел к школе, или, наоборот, нужно подождать, пока ребёнок окрепнет? 

По моим личным наблюдениям, дети, пришедшие в сад рано, болеют больше, чем те, кто был дома лет до 5-ти. Но во всем нужно искать золотую середину. На мой взгляд, оптимальный возраст для начала посещения сада - 3 года. К этому возрасту у ребенка формируются определенные показатели иммунитета, которые помогают ему наиболее благоприятно пройти адаптацию в саду.

 

Имеет ли значение количество детей в группе? Например, в частных садах группы меньше. Это снижает риск заболевания?

Да, снижает. Поэтому в новых ясельных группах в государственных садах регламентируется приход ребенка. Недопустимо, чтобы в абсолютно новую группу пришло 20 новых детей. Идет постепенная загрузка группы: не более трех детей раз в три дня.

 

Нужно ли для мягкой адаптации постепенно входить в режим садика? Например, водить ребенка сначала на час, потом на два и так далее?

Да, есть правила мягкой адаптации ребёнка к саду. Сначала вы приходите на пару часов и остаетесь с ребенком на какое-то время, потом оставляете на сон, потом еще немного увеличиваете время пребывания и так далее. Период между первым посещением садика и полным днем в группе должен составлять не менее двух недель.


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее