Детский телефон доверия: кому нужна помощь?
В Пермском крае уже много лет работает Детский телефон доверия 8-800-2000-122. Алина Селищева, супервизор краевой службы детского телефона доверия «Перемена Плюс» АНО ДПО Институт социальных услуг «ВЕКТОР», рассказала «Перемене-Пермь» о том, кто и с чем обращается в службу и как это обращение может реально помочь решить ситуацию.
Оказывается, за прошлый год Детский телефон доверия в Пермском крае принял более 23 тысяч звонков, а в Москве, для сравнения, 20 тысяч. При том, что население столицы в несколько раз больше, чем население нашего региона. Это, по мнению Алины, показывает не только хорошую информированность ребят о возможности позвонить в любой трудной ситуации, но и доверие к службе. Ведь многие звонят не по одному и не по два раза.
«Да, дети нас знают и нам доверяют, — говорит Алина, — сейчас мы ставим перед собой новую задачу: повысить количество обращений от родителей, а значит, настроить доверительный диалог со взрослыми, от которых напрямую зависит качество жизни детей. Много приходится разъяснять родителям, что телефон доверия — это не то место, где добренькая тётя-психолог рассказывает их ребёнку, как его родители не правы. Мы, наоборот, всегда стремимся поддержать и детей, и родителей и в самых острых ситуациях, в первую очередь, помочь им за обидой и злостью увидеть любовь, которую они все друг к другу испытывают».
Родители, бабушки и дедушки, братья, сёстры, учителя — все те, кто общается с ребёнком и сталкивается с какими-то непростыми ситуациями — тоже собеседники Детского телефона доверия. Они всегда могут рассчитывать, что их выслушают, помогут взглянуть на ситуацию с другой стороны, найти из неё выход. Более того, на телефон, бывает, звонят и просто взрослые люди в кризисной ситуации — им никто не отказывает в первой помощи, а если человеку нужна помощь ещё, подсказывают, куда можно обратиться.
Многие дети звонят всего один раз: «Мне нравится мальчик в классе, я не знаю, как начать с ним общаться», «Я получил плохую отметку и боюсь идти домой, меня заругают», «Я испортил что-то и не знаю, как признаться маме». Но бывают и более тяжёлые ситуации: затяжной конфликт в семье ребёнка, травма от потери близкого человека. И за один звонок ситуацию не выправить. Тогда психолог бережно предлагает продолжить общение: договаривается о том, что ребёнок будет звонить и сможет разговаривать с любым консультантом. «Кроме того, — рассказывает Алина, — мы спрашиваем разрешения рассказать ситуацию другим консультантам. Если человек согласен, то мы обсуждаем её между собой, вместе ищем возможные пути выхода, и в следующий раз он может получить помощь от кого-то другого, позвонив когда ему будет удобно. Нам важно не оставлять человека — ребёнка или взрослого — наедине с его проблемой, всегда быть рядом».
Одна из самых распространенных проблем, с которыми обращаются дети сегодня, — это буллинг, или школьная травля. За прошлый год — более 400 обращений. Это очень серьёзная проблема, в которой помощь нужна всем: и жертве травли, и другим детям-участникам, родителям и педагогам детей, вовлечённых в ситуацию буллинга. «Мы помогаем ребёнку распознать травлю, понять, что то, что с ним происходит, ненормально и неправильно. Что он имеет право на защиту со стороны взрослых и, значит, должен им об этом рассказать, не бояться, — говорит Алина. — В свою очередь, родителям, у которых, по понятным причинам, «шторка падает», объясняем, что агрессией в адрес школы и педагогов проблему не решить. А вот предложение учителю сотрудничества и помощи в разрешении детского конфликта, может быть очень эффективно».
Именно для того, чтобы более эффективно оказать помощь ребенку, задетому буллингом, АНО ДПО Институт социальных услуг «ВЕКТОР» реализует проект «Конструктор социальных практик НКО 2» (при поддержке Фонда Президентских грантов). Проект направлен на объединение усилий школ, некоммерческих организаций по противодействию и профилактике буллинга. Подробнее - http://peremena-perm.ru/navigator-po-detstvu/psihologiya/antibulling-tochka-sborki
Юлия Балабанова