«У меня растут года, будет и семнадцать»…
Знакомые многим строки пролетарского поэта. В 90-х в нашей стране стало немодным заканчивать техникум или ПТУ. Выросла потребность в получении высшего образования в области менеджмента и юриспруденции. Каков сейчас выбор учебных заведений и специальностей у детей, которые закончили школы-интернаты в нашем регионе?
Ответы на вопросы я пошёл искать в техникуме, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – обособленное структурное подразделение для обучения лиц с ОВЗ «Пермского техникума промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина». Руководит им Депутатова Лариса Юрьевна.
«Перемена-Пермь»: Лариса Юрьевна, расскажите о себе, о вашем учреждении и детях, которые обучаются тут.
- В педагогике я уже 25 лет. Начинала с мастера производственного обучения, работала заместителем директора ещё тогда ПТУ № 41. Местные жители нас помнят под таким номером. За последние годы произошло несколько преобразований. Теперь мы «Пермский техникум промышленных и информационных технологий». Год назад было присвоено имя Бориса Георгиевича Изгагина, возглавлявшего больше десяти лет Пермский моторный завод.
Профессиональное обучение лиц с ОВЗ у нас ведётся с 2011 года. Наши обучающиеся – это ребята с ментальными нарушениями, некоторые из них со сложной структурой дефекта. Есть лица с инвалидностью. Дети-сироты составляют 35% от общего контингента обучающихся.
Всего, на сегодняшний день, у нас обучается 256 человек.
Если говорить о переменах в новом учебном году. По замыслу Министерства образования и науки Пермского края планируется создание базовой профессиональной организации для обучения лиц с ОВЗ на базе «Пермского краевого колледжа «Оникс». Кроме нас в структуру войдёт филиал Краснокамского политехнического техникума, расположенного на Сысольской. Наши коллеги максимально подготовлены к обучению маломобильных подростков, а также студентов с нарушением зрения и слуха.
«Перемена-Пермь»: Как проходит приемная компания в заведении?
- Приёмная компания 2019 немного отличается от предыдущей. С начала приёма документов количество мест было 97. Увидев огромный спрос Министерство образования и науки ПК увеличило цифру.
Могу сказать, что сегодня мы живём как одна большая дружная семья педагогов и обучающихся. У нас работают грамотные педагоги, которые оптимально выстраивают учебно-воспитательный процесс, сообразно способностям и психофизиологическим возможностям ребят с ОВЗ. Приходят молодые кадры, совсем недавно в наш коллектив пришли педагог-организатор и мастер производственного обучения по профессии «Парикмахер».
«Перемена-Пермь»: Что ждет ребят после окончания такого техникума? Насколько востребованы профессии, которые они приобретают?
- В стенах нашего техникума подростки могут получить 8 рабочих профессий. По каждой профессии у нас есть предприятия, с которыми у нас заключены договоры. Например, наши партнёры ООО «Пермодежда», охотно берут девочек на учебную и производственную практику, а также предоставляют рабочие места после окончания техникума.
Конечно же я буду лукавить, если скажу, что ситуация по трудоустройству выпускников с ОВЗ безоблачная. Работодатель не всегда готов взаимодействовать с этой категорией выпускников. Предприятиям проще заплатить тот или иной налог, чем постоянно «опекать» такого работника.
Недавно я была в Татарстане. Там на базе одного из техникумов проходила Всероссийская научно-практическая конференция. Большинство собравшихся говорили, что проблема трудоустройства лиц с ОВЗ – это проблема не отдельно взятого учебного заведения, а ситуация, которая требует вмешательства и разрешения на уровне государства в целом.
«Перемена-Пермь»: В краевой столице и регионе несколько школ-интернатов, где учатся и живут дети с различными ограничениями здоровья. Такое разграничение на сегодня актуально в современном толерантном обществе?
- Да, сегодня, мы говорим, и не только уже говорим, об инклюзии, то есть включенности детей с ОВЗ в учебный процесс общеобразовательных школ, где они обучаются по адаптированным программа. Конечно же, как и у любого процесса здесь две стороны.
Во-первых, плюс, что дети более социализированы, коммуникабельны, легче взаимодействуют, что, согласитесь, не маловажно.
Во-вторых, минус, на мой взгляд, не уделено должного внимания непосредственно процессу получения знаний на уроке, так как в специализированных школах количество детей в классе 9-12 человек, а в классе общеобразовательной школы может быть до 30.
«Перемена-Пермь»: За эти полстолетия есть, наверное, чем или кем гордиться вашему учебному заведению.
- Наше учебное заведение несколько лет участвует в Абилимпиксе. Это олимпиада по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Основано в 70-х годах в Японии.
На сегодняшний день в состав Международной Федерации Абилимпикс входит 46 стран. Мы начинали свою историю взаимоотношений с этим конкурсом по 2 компетенциям. Наибольшего успеха добились наши парикмахеры. В 2018 году в Москве ребята заняли 3 место по России.
Еще мы участвует в проекте «Доброе дело в подарок».
Наши обучающиеся по профессии «Парикмахер» под руководством мастеров производственного обучения выезжают в геронтологические центры микрорайона Гайва и Верхняя Курья.
Большое внимание в нашем структурном подразделении уделяем экологическому воспитанию обучающихся. Ежегодно ребята и педагоги принимают участие в таких акциях как: экологической тропы «Тайны реки Гайвы», экологическая акция «ОБЕРЕГАЙ».
Константин Кодочигов