«Никто не впал в истерику и не отказался работать»: представители частного образования – о работе в изоляции

16 апреля 2020 , 08:48

Пандемия пронизывает все сферы нашей жизни, не оставляя никого и ничего нетронутым. То же касается и образования – школы, вузы, ссузы и другие образовательные учреждения вышли на дистанционный режим работы. А как же частные организации и лица? Центры подготовки к экзаменам, репетиторы? Именно они стали героями нашего сегодняшнего материала, рассказав, как прошёл переход на удалёнку и что может помочь всем, оказавшимся в данной ситуации.

 

Мария Проскурнина, учредитель и директор Центра образования «Академия», г. Пермь:

Еще до официального объявления режима изоляции мы приняли решение перейти на дистанционные формы работы ради сохранения здоровья наших учеников и сотрудников. Это был довольно трудный шаг, который потребовал от всех нас определённых усилий – от организации технической и методической стороны процесса до индивидуальных консультаций с преподавателями, учениками и их родителями. Меня поразила реакция коллег – никто из них не впал в истерику, не отказался работать. Мы достойно прошли этот непростой психологический и профессиональный этап, и первое дистанционное занятие состоялось уже 19 марта. С 20 марта началась полноценная работа групп, продолжились индивидуальные занятия. Потери оказались минимальны – только два «индивидуала» решили взять паузу в занятиях на период изоляции, и лишь один родитель пожелал расторгнуть договор на обучение ребёнка в группе.


Сейчас занятия в «Академии» идут в полном объёме, работают все группы, учёба идет по строго установленному расписанию. На уроках, которые проходят в режиме видеоконференций, используются самые разные формы работы (лекции, презентации, видео- и аудиоматериалы, онлайн-тесты и т.п.). Живое общение с ребятами ведётся и во время уроков, и после них. Взаимодействие преподавателей и учеников, мне кажется, стало даже еще более интенсивным, чем это было раньше.


Формат видеоконференций мне кажется наиболее эффективным. Я вижу ребят, разговариваю с ними, держу их внимание, меняя виды обучающей деятельности. Расспрашивала ребят о том, как организована дистанционная учёба в их школах, и слышала весьма нелестные отзывы одиннадцатиклассников о формальном подходе некоторых образовательных учреждений к организации процесса. «Нам включают презентацию, – жаловались школьники, – а ведь можно было спокойно сбросить её нам, чтобы мы не тратили попусту время, а посмотрели её тогда, когда нам удобно». «Я ставлю «плюсик» в чате, – признался другой одиннадцатиклассник, оценивая дистанционное обучение в школе, – отмечаюсь, что присутствую, а потом ухожу от компьютера, потому что ничего полезного не вижу в таких уроках, когда нам просто включают видео». Поэтому, и я в этом убеждена, курсы без включения человека – это, безусловно, современно и интересно. Но ничто не заменит личность учителя, его актуальную заинтересованность в том, что говорит и делает ученик «здесь и сейчас». И дистанционное обучение этому совершенно не мешает.

 

Лично я для дистанционной работы использую платформу Zoom. Некоторые мои коллеги проводят занятия в Skype, используют Google Класс. Практически все мы используем ресурсы «Решу.ЕГЭ» и «Решу.ОГЭ», где можно найти достаточно хорошие учебные материалы по разным предметам. И, конечно же, обязательно пользуемся социальными сетями (ВКонтакте, Facebook, Instagram). Мы создаём там групповые беседы, чтобы у всех нас была возможность обсуждать текущий учебный процесс, обмениваться материалами, отвечать на вопросы наших учеников и их родителей.

 

Светлана Шигаева, репетитор по английскому языку, г. Коломна, Московская область:

Перейти на удалённый формат мне удалось. Это было не очень сложно. Сейчас занятия детей проходят по-разному: у старшего моего ребёнка постоянно проходят конференции или тесты, а у младшего – уроки с обычным выполнением домашнего задания и прослушиванием аудиоматериалов.


Сам формат дистанционного преподавания сложнее школьного. Очень часто зависает связь, стало больше самостоятельных заданий, тесты сдаются за ограниченный промежуток времени. Ребёнок хоть и слушает онлайн-уроки, но с темой должен разобраться сам – вопросы задавать он не может. Каждому учителю приходится на каждый урок прикреплять файл домашнего задания, всё это рассортировать по датам и папкам, а также проверить в трёх разных системах и выставить оценки. Время на это уходит много.


Свои занятия я провожу в WhatsApp. Старшеклассники быстро ориентируются в материале, а с младшими классами очень тяжело. Дети отвлекаются постоянно, а мне в первую очередь нужно видеть глаза ребёнка и его конспект. Сделать это с помощью видео сложно – ребёнок ведь не может после каждого слова показывать, что написал!

 

Из сервисов, которые бы могли пригодиться всем в организации дистанционного обучения, я рекомендую Zoom, Quizlet и Физикон.

 

Анна Коротаева, основатель и педагог центра «Юный математик», г. Пермь:

Как многие репетиторы могут сказать – жизнь заставила перейти на дистант. Останавливать учебный процесс – это не выход в сложившейся ситуации, особенно для нынешних выпускников. Обучение продолжается, но уже в формате онлайн. Конечно, увеличились временные затраты на подготовку и проверку домашних заданий. Но мы не унываем, а всё чаще прибегаем к новым способам организации обучения, позволяющим автоматизировать проверку домашней работы.

 

Пока сложно назвать лучший формат для дистанционного обучения. У нас в центре большая часть занятий проходит в режиме «один-на-один» в Skype или Zoom. Отличительной чертой Zoom является возможность трансляции экрана в момент проведения конференции. Чаще всего я прибегаю к использованию флипчарта, на котором графически показываю решение той или иной задачи. Используем также презентации для трансляции теоретического материала, например, по геометрии. После занятия ученик имеет возможность ещё раз пролистать презентацию и законспектировать необходимый материал. Каждый наш ученик имеет аккаунт в Google Классе, где прописаны темы занятий, прикреплены необходимые материалы, указано домашнее задание на следующей урок. В этом сервисе также можно автоматизировать проверку выполненного домашнего задания. Могу также посоветовать тем, у кого есть графических планшет, попробовать Idroo – приложение, позволяющее решать задания вместе с учениками в режиме онлайн.

 

Дмитрий Шилов


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее