КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ

16 апреля 2020 , 08:11

О вреде и пользе компьютерных игр в обществе спорят уже не первый десяток лет. При этом большинство склоняется, скорее, к тому, что игры и уход в виртуальную реальность негативно влияют на развитие личности ребенка. Тем не менее, игровая индустрия растет год от года, игры прочно вошли в нашу действительность и становится очевидным, что необходимо научиться использовать их для достижения образовательных целей.

 

Об этом речь шла на вебинаре, организованном АНО ДПО ОЦ «Каменный город». Спикером выступил руководитель психологической службы автономной некоммерческой образовательной организации «Сетевой институт ПрЭСТО», руководитель психологической службы школы «Мастерград», гештальт-терапевт Константин Иванович Обшаров. По его выступлению мы подготовили небольшой материал.

 

Компьютерные игры – зло?

От взрослых часто можно услышать, что компьютерные игры – зло. В аргументах они приводят то, что у ребенка, увлекающегося играми ухудшается зрение, искривляется позвоночник, возникает гиподинамия. Одним словом, начинаются проблемы со здоровьем.


Также многие взрослые считают, что игры отвлекают от учебы, увеличивают в человеке агрессию, уводят человека в виртуальный мир и так далее.


Однако, если обратиться к исследованиям относительно влияния компьютерных игр на человека, то можно увидеть, что ситуация противоречива. Есть исследования, которые доказывают вред игр, а есть – доказывающие их пользу. Иными словами, сами по себе игры нейтральны. Они могут принести как вред, так и пользу. И как относиться к компьютерным играм – это выбор самого человека. Это предмет его веры. Понятное дело, что если мы хотим сделать игры инструментом развития, то это возможно лишь в том случае, когда мы относимся к ним позитивно.

 

О пользе компьютерных игр

Первое, ради чего играют многие люди, это для удовольствия. Игра приносит такое же удовольствие, как и чтение книг, прослушивание музыки, просмотр фильмов. У всех этих видов деятельности один и тот же психологический механизм – мы отождествляем себя с главным героем, когда читаем книгу, смотрим фильм и или играем.


Компьютерная игра часто представляет собой историю, в которой есть главный герой, за которого ты играешь. Он движется по сюжету и принимает какие-то решения. В отличие же от чтения и просмотра фильмов игры предполагают большую активность, в ней можно влиять на происходящее, то есть принимать какие-то решения, от которых будет меняться ход всей игры. В некоторых играх бывает около 30 различных концовок.


Второй аргумент в пользу игр связан с тем, что геймдизайнеры зачастую лучше понимают, как устроена психика человека, нежели педагоги обычных школ. Например, многие игры построены на принципе поощрения, а не наказания. В школе же ребята гораздо чаще слышат в свой адрес критику, а не похвалу.

 

Следующим плюсом игр можно назвать то, что они предлагают нелинейный сюжет и нелинейное прохождение. Это резко отличается от изучения школьных предметов, которое как правило строится на четко определенной школьной программе, а в игре у ребенка появляется свобода. Он может сам выбрать путь, по которому идти и какую роль выбрать. Способов прохождения игры – большое количество.

 

Также игра удовлетворяет очень важную человеческую потребность в том, чтобы быть уникальным. И в играх это очень хорошо реализовано. И еще очень важный момент, присущий компьютерным играм: чем больше игрок прокачивает свои навыки, тем больше он влияет на процесс игры. То есть мир, который предлагает игра, вполне соответствует социальному реальному миру. Тому миру, в котором провозглашается, что каждый имеет выбор и каждый может быть уникальным.

 

Социализация и игры

Многие противники компьютерных игр утверждают, что, играя, ребенок или подросток не сможет получить образование и найти свое призвание в жизни.

 

Но статистика утверждает обратное. Например, по данным еще 2013 года 46 миллионов человек только в России являются активными игроками. Их средний возраст – 33 года, то есть это не подростки, а взрослые люди. 43 % игроков обладают высоким социальным статусом, являясь в том числе предпринимателями и руководителями подразделений. 40 % игроков многопользовательских игр являются родителями. Иными словами, судя по этому среднестатистическому портрету, геймера никак нельзя назвать неудачником или неуспешным человеком.

 

Поскольку число заинтересованных играми растет, соответственно растет и индустрия. Сейчас она одна из самых быстро развивающихся. И человек может найти себя в сотне разных профессий этой индустрии – это программисты, стримеры, геймдизайнеры, тестеры, киберспортсмены и другие.


 

Главное – использовать с умом

В завершение вебинара спикер обозначил задачи, которые можно решать с помощью компьютерных игр:

 

1. Восстановить доверие между ребенком и родителем. Если проявить искренний интерес и поговорить с ребенком о его играх, узнать почему он выбрал ту или иную игру, родителя ждет много интересного, и они реально могут сблизиться с ребенком.

2. Перенести принципы компьютерных игр в образование. Например, это используется на платформе Classcraft.

3. Использовать компьютерные игры для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

4. Саму игру можно сделать инструментом развития. Если вы видите, что ваш ребенок или ученик увлекается, то надо понять какова его зона развития. Что у него получается хорошо, а что не очень. Если он хочет с этим связать свое будущее, можно из досуга игру превращать в тренировочный процесс. Тогда он вынужден будет развивать свои навыки мышления, память и внимание.


 

Комментарий К. И. Обшарова:

- Будучи подростком, увлекающимся компьютерными играми, я сам часто сталкивался с негативной оценкой в свой адрес по этому поводу. По прошествии времени я осознал, что компьютерные игры могут принести очевидную пользу, и что в них нет ничего постыдного.

 

Сейчас мне интересно все геймифицировать, переносить игровые методы и формы в свою деятельность психолога и занятия с детьми. В педагогическом сообществе есть и те, кто поддерживает это направление, и те, кто является его противниками. В этом смысле общество делится на два лагеря, и не только в среде педагогов, но и родителей.

 

В любом случае, я считаю, что игры, в том числе компьютерные, отлично подходят для реализации задач современного образования, когда необходимо замотивировать ребенка, перевести его интересы в деятельность. Это напрямую связано с новым трендом в образовании – тьюторстве. Полагаю, что это нужно поддерживать и развивать.

 

Михаил Боталов

Материал подготовлен по вебинару


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее