Искусство наощупь или всего лишь воображение?

7 октября 2019 , 06:43

Передвижная выставка цикла «Сокровища музеев России» в рамках национального проекта «Культура» представляет шедевры из собраний 20 художественных и историко-архитектурных государственных и областных музеев страны. Выставка будет проходить в восьми городах: Калининград, Воронеж, Астрахань, Нижний Новгород, Пермь, Тюмень, Омск и Южно-Сахалинск. Зрители смогут увидеть известные произведения, не выезжая из собственного города. Пермь уже показала «Сокровища музеев России». Самое удивительное, что насладиться произведениями искусства могут и люди с нарушениями зрения.

 

Как это? Тактильный просмотр

«Прикоснись к «Сокровищам музеев России» – наверное, такой слоган можно придумать к этой выставке. И.И. Левитан, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, И.К. Айвазовский – теперь картины известных художников можно не только увидеть своими глазами, но даже потрогать. Количество тактильных копий ограничено, зато возможность прочувствовать русские произведения искусства есть у каждого зрителя.

 

Эксперимент

Так как это – увидеть картину вслепую? Для эксперимента мы выбрали тактильную копию «В раздумье» В.Н. Гаврилова. Ощущения непредсказуемые. Глаза закрыты, вы сосредотачиваетесь на руках, на кончиках пальцев… В этот момент воображение в голове обретает свободу. Тактильная копия имеет свои грани и текстуры – так люди с нарушениями зрения могут представить, что изобразил автор на полотне.

 

Тифломаркер как волшебная палочка

Помимо граней и различных текстур, картины цикла «Сокровища музеев России» имеют звуковые указатели. Тифлоспециалисты разработали уникальное устройство для слабовидящих или незрячих людей – тифломаркер. Он имеет форму широкой ручки и предназначен для распознания предметов одинаковой формы при помощи записанных голосовых сообщений. На поверхности расположены выпуклые мягкие кнопки, назначение которых дублируется голосом: включение, диктофон, регулирование уровня громкости, переключение режимов. Также устройство имеет встроенный MP3-плеер, разъем для наушников и micro-USB.

 

Ялта, 2000-е и первое воспоминание о море

Для нас самой запоминающейся картиной на выставке стала «Игра теней» В.А. Плотникова. Жаркий летний день, одноэтажный кирпичный дом, расцветающие деревья – это место напоминает наше детство, первое путешествие на Чёрное море. Тогда две маленькие девочки,похожие как две капли воды, впервые увидели Ялту. Помните, как А.П. Чехов писал в рассказе «Дама с собачкой»: «Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас». Такой она запомнилась и нам: спокойной, умиротворённой и живой одновременно…

 

Жанна Канкасова
Фото: Антон Лукьянов


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее