ГОВОРИ КАК ЖУРНАЛИСТ
В каждой отдельной области человеческой деятельности существуют особые слова, зачастую непонятные людям иных специальностей, которые, что называется, не варятся в этой теме. Это термины и профессионализмы.
Их главная черта — это стремление к предельной точности в обозначении какого-то предмета или явления. Недаром же, многие научные доклады и статьи начинаются со слов: «Прежде всего, договоримся о терминах», вслед за чем следуют разъяснения: «Под словом таким-то я понимаю то-то» или «Следующий термин мы употребляем в таком-то значении».
Мы подготовили для вас список и расшифровку самых популярных журналистских терминов и профессионализмов по версии нашей редакции! А то вдруг вы к нам придётё и ничего не поймёте. Итак:
- Юнкор – это наши обожаемые юные корреспонденты. Мы гораздо чаще других СМИ используем это словосочетание.
- Редколлегия – сбор участников редакции для обсуждения текущих и ближайших вопросов. Сокращённо мы называем это «ред». А ещё у нас часто звучат фраза: «Нам надо срочно поредиться». Ещё это можно называть «летучка».
- Лид – краткое описание, введение в материал. Это первый абзац, который мы пишем к нашим материалам. Отвечает на вопросы: что, кто, где и когда. А подробнее – всегда после лида.
- Дедлайн – конечный срок сдачи материалов.
- Кирпич – большой текст без картинок. Есть ещё один вариант «кирпича» - это простыня.
- Главред – сокращение от «главный редактор»
- Вода – лишние слова в тексте. «Мокрые» тексты всегда скучные, длинные и неинтересные.
- Рыба – скелет, заготовка статьи или макета.
- Бэк - часть текста об истории вопроса, предпосылка к материалу.
- Подвал - особый блок, в котором указываются выходные данные.
- Вычитка – процесс проверки материала. Поэтому мы всегда просим нашего редактора вычитать текст.
- Врезка – цитата из текста, вынесенная в материале отдельно.
- Газетка – тип бумаги, на которой мы печатаемся.
- Вёртска – редактирование расположения материалов на полосе или развороте.
- Полоса – фактически, страница. В прессе мало кто называет страницы страницами, чаще говорят "текст на такой-то полосе".
- Лендинг – это одностраничный сайт, на котором кратко и ёмко представлена о чём-либо.
- Колонка – В широком смысле - столбец в макете печатного издания. 2. В узком - определенная рубрика, принадлежащая конкретному автору.
- Нативка – нативный проект или реклама. Отличается своей естественностью, потому что, читая её, вы можете даже не понять, что это реклама.
- Лонгрид – особый формат подачи журналистских материалов в интернете. Его спецификой является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и прочих.
- Джинса – неприкрыто платный материал, реклама, не помеченная как реклама.
- Бантик – сюжет в завершение выпуска новостей о какой-нибудь лёгкой и приятной теме. Что-то, что скрашивает негатив остальных новостей и оставляет у зрителя приятное впечатление от увиденного.
Василиса Чикунова