ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА
Таким словами озаглавил своё стихотворение о школе советский поэт-песенник Василий Лебедев-Кумач:
Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
Здравствуй, осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный, светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.
Вот и закончилась для школьников и студентов пора летних каникул, наполненных новыми впечатлениями, интересными встречами и делами. Начало осени — начало поры учебной. Для вчерашних малышей, а ныне — первоклассников, с наступлением осени началась школьная жизнь. Волнуясь и робея, они впервые переступили порог школы, познакомились с одноклассниками и учителями.
Я пошла в первый класс в 1951 году в возрасте шести с половиной лет. В школу тогда принимали с семи, но я очень плакала и всё лето просила маму, чтоб она отвела меня 1 сентября учиться. Она уступила настойчивым просьбам упрямого ребёнка: использовала, как сейчас говорят, «административный ресурс»: в те годы К. И. Балашова была завучем школы, и меня по её просьбе приняли в первый класс.
Родители купили портфель, приготовили книги, письменные принадлежности, справили форму — коричневое платье и чёрный фартук, пошитые из сатина. В комплект парадной одежды для девочек входили белые воротнички, манжеты, носочки и бантики в косах, для мальчиков — белые воротнички.
Школьный портфель
Тетрадь в те времена стоила 2-3 копейки, простой карандаш, по-моему, был в той же цене. Для чистописания нужна была тетрадь в косую линейку, чтобы буквы имели правильный наклон.
Здание начальной школы. Вид с юго-востока
Первого сентября мама довела меня до начальной школы и поспешила на занятия в другое здание, за рекой, где обучались ребята в средних и старших классах. В начальной школе было две классных комнаты. На северной стороне здания располагалась комната, где в том учебном году занимались второй и четвёртый классы. Учила их Елизавета Георгиевна Шистерова, мама моей подруги–одноклассницы Кати. С южной стороны находился кабинет, где встречала учеников Мария Аркадьевна Нежданова. Она одновременно вела занятия в первом и третьем классах.
Мы с Катей вошли в класс вместе и сели за парту в ряду у южных окон. С этого места открывался прекрасный вид! Оказалось, что мы сильно забежали вперёд и устроились в третьем классе. Парты первого класса стояли у стены, их было, кажется, 4. На них были специальные углубления для чернильниц и ручек. Запас фиолетовых чернил хранился в бутыли в тёмном месте.
Чернильница-непроливайка и ручка с пером
Во всех тетрадях были вложены листы промокательной бумаги, в просторечии «промокашки», чтобы быстро удалить избыток чернил с листа тетради. Для чистки перьев использовались сшитые вручную перочистки.
Вот так выглядели перочистки
Учащиеся начальной школы с учительницей М.А. Неждановой (около 1954-1955 гг). Мои одноклассники: Иван Носков — крайний слева в 1-м ряду, во 2-м ряду слева направо: Тамара Попова, Люба Новикова, Катя Мокрушина, в 4-м ряду Оля Носкова — крайняя слева и Рита Мокрушина — вторая справа, я, Света Балашова, — крайняя слева в 3-м ряду
Как правило, первый день учебного года начинался с общешкольной линейки. Директор школы и учителя поздравляли ребят с началом учебного года, давали советы и напутствия. При хорошей погоде это происходило на школьной площадке под шелест начинающей опадать листвы, в окружении ярких цветочных клумб. Со временем в комплект парадной одежды для девочек вошли белые фартуки разнообразных фасонов. Это было так нарядно, красиво!
2-й и 4-й классы с учительницей Е. Г. Шистеровой (1967 г.)
К школе готовились и учителя. Писали планы, в конце августа съезжались в Очёр на районную конференцию. Особенно волновались молодые педагоги и те, кто ещё не получил специального образования. Катя Мокрушина (Е.Ф. Хахалкина) вспоминает: «… когда я стала учителем немецкого языка и пения, не зная педагогического труда … дали мне программы для каждого класса на весь год. Писала планы, как мама, на каждый урок. Марина Леонидовна тогда завучем была [М. Л. Носкова] и часто посещала мои уроки. Замечаний на пед. собраниях не было».
Как в прежние годы, так и поныне, школьная пора — неотъемлемая часть нашей жизни. Ида Петроченкова (Э. Н. Мосягина), до пенсии проработавшая в системе образования, пишет: «Большую часть детства мы проводим в школе — нет ни одного человека, который бы не стоял на линейке 1 Сентября. Это наш общий праздник! Но в первую очередь — наших детей. И вот 1 Сентября — День знаний. Волнительный день и для детей, и для учителей, и для родителей. Повзрослевшие за лето, полные впечатлений ученики и совсем не знавшие школьную жизнь первоклассники. Им сложно — всё вновь. Сложно и учителям, особенно тем, кто начинает свою педагогическую деятельность и кто набирает детей в 1 класс. Надо ведь создать коллектив, все дети разные по темпераменту, по мышлению … Сегодня они в руках учителей, своих наставников. Знакомство с классными комнатами, друг с другом... Волнуются и родители, особенно за первоклассников. Теперь им придётся вновь окунуться в школьную жизнь. Программы уже другие, более сложные, чем были у них». Присоединяюсь к данному ею напутствию: «Здоровья учителям, удачи ученикам и, конечно, громаднейшего терпения родителям! В добрый путь, ребята! Познавайте новые миры! В добрый путь, педагоги!»
С.В. Ямалитдинова (Балашова)