ЗАМУРОВАННЫЙ: КАК ПРОХОДИТ ЗАДОРНАЯ ЖИЗНЬ СТУДЕНТА В 4 СТЕНАХ ДИСТАНЦИОНКИ
Я – сотрудник нашей немаленькой команды и студент. Так получилось, что последние 2 года работаю и учусь удалённо. Мы все с вами познакомились с Зумом и познали прелести Гугл-класса, но едва ли вы просидели в этих сервисах столько, сколько я. Поэтому решил поделиться с вами несколькими этюдами из жизни в чудесатом мире глубокого дистанта!
Ещё в 2019 году, когда я поступил в университет, не было ничего странного в том, чтобы пользоваться видеосвязью или получать работу из другого города через мессенджер. Фриланс, платные курсы в интернете – это всё было нормой. Я никак не относился к этому, меня цифровая реальность касалась только в качестве источника новостей и объекта изучения.
Теперь перемещаемся в 2022 год. Надеюсь, вы пережили наше путешествие во времени без потерь. У меня всё же есть одна потеря, о которой я готов сообщить. Пусть она и не самая большая из возможных сегодня. Это студенчество.
Что такое студенчество сегодня?
В конце января я был в университете и видел там, как первокурсница не могла пройти через турникет. Она не знала, куда приложить пропуск. Да, спустя полгода учёбы студент может не знать, как выйти из университета, сейчас так можно! Вообще, стены родного ПГНИУ вызывают у меня приятную ностальгию при посещении, хотя я в этом университете учусь, закрываю сессии, конспектирую лекции и даже к семинарам доклады готовлю.
Ощущения действительно противоречат моему фактическому статусу студента. Некоторых преподавателей я знаю по фотографиям и голосу в записи. Для меня они настоящие герои киновселенной, которую я смотрю по подписке на самом дорогом киносервисе. Это как «Окко» или «Кинопоиск», только в десятки раз дороже и с познавательным контентом.
Кроме шуток, мне сложно поверить в существование своих преподавателей. Нет, я всё осознаю и дружу с головой, просто верится с трудом. Хотя каково же сейчас людям по ту сторону?
Дистанционное обучение меня окончательно убедило в том, что педагоги очень недооценены. Сколько нужно сил и упорства, чтобы разговаривать с экраном, требовать отклик от серых квадратиков? Это очень сложно, но никто не сбежал с этой работы!
Эмалированное судно,
Окошко, тумбочка, кровать…*
Лекции как телевизор на фоне – это ещё половина проблемы. Имеет значение само место для учёбы. Моя «парта в аудитории» выполняет также функцию прикроватной тумбочки и рабочего места в редакции. Да, ваш покорный слуга ведёт социальные сети «Перемены-Пермь» из своей спальни-кабинета-аудитории. Тут же отвечает на семинарах, тут же покупает себе одежду и тут же смотрит сериалы. Комната превратилась в своеобразную келью, где красный уголок являет собой большой монитор.
Конечно, дистанционное обучение заставило меня тщательно обустроить своё место. Сначала я перенёс компьютер с другого стола на свой, потом поменял экран на более «вместительный», заменил блок питания и жёсткий диск внутри системного блока, потому что они не выдерживали нагрузки. Потом «доконал» клавиатуру, в ней иронично износились кнопки «Копировать» и «Вставить». В общем, на технику ушла целая студенческая зарплата. Вместе с тем я навёл порядок в ящиках и конспектах, прибрался на книжной полке, расставил на ней фотокарточки.
В последнее время у меня за столом стал засиживаться брат. Говорит, что место у меня очень уютное.
«Удалёнка» очень мотивирует наводить уют и порядок у себя дома, потому что из комнаты теперь сложнее сбежать куда-нибудь.
Я болен! У меня удалёнка!
В одно время у меня сложился такой график дня: я сначала запускал компьютер из постели, а потом уже шёл умываться и соображать себе завтрак. Соответственно день завершался выключением компьютера и смартфона, тоже в кровати. В какой-то момент мою бурную деятельность стала останавливать тахикардия и высокое давление. В первое время я это игнорировал, но не помогло.
Как оказалось, я не стал внезапно дедом, а просто переутомился.
Всё дело в том, что занятие по видеосвязи одно не приходит. С ним приходит простая компьютерная игра, какое-нибудь рабочее поручение и в качестве глазури на этом торте социальные сети. Концентрация внимания стала настолько низкой, что я постоянно делал по несколько дел одновременно. На лекции работал, на работе читал новости, за обедом слушал интервью, во сне слушал музыку.
Мораль этой басни написал терапевт на листочке, когда я решил на всякий случай обследоваться. В рекомендациях были ограничение работы с гаджетами, регулярные прогулки и своевременный сон. От себя я добавил планирование времени. И это помогает, если не отступать.
Компьютерные игры и социальные сети никак не годятся в качестве отдыха. Они напрягают мозг так же, как интеллектуальный труд. Только смысла в них никакого. Лучше посуду без конца перемывать, чем листать ленту в Инстаграм.
От сессии до сессии живут студенты весело
Эта истина сегодня оказалась под вопросом. В первые полгода учёбы, когда мы учились в аудиториях, у нас бывали случайные события. После пар или вместо них (а как же без этого?!) мы могли оказаться в кофейне, в гостях на другом конце города, в кинотеатре, на катке. Однажды мы объявили бойкот одному преподавателю-вредине и сели играть в холле университета вместо занятия с ним. Да, мы были прохиндеями во время очного обучения, но и концентрировались на работе значительно лучше. Как думаете, что из этого сохранилось в дистанционном формате?
Сейчас неформальные встречи случаются реже. В них не стало случайности. Вместе с тем, мы научились их планировать специально. Поэтому, несмотря на «заточение», мы видимся вживую, чтобы урвать хотя бы щепотку студенчества. Ну и с ума не сойти, конечно.
Что же, будем подводить итоги?
Я не скажу ничего про собственный университет, который почти беспрерывно держит на дистанционном формате обучения своих студентов 2 и 3 курсов, поскольку не знаю «кухни».
Одно знаю точно: хорошего в этом мало. Мы уже стали иными студентами, у нас иной образ жизни. В чём-то он совершеннее прежнего, но уже имеет мало общего с образованием. Кажется, что и диплом придёт нам бандеролькой на почту.
Да, я сужу по себе и своему кругу общения. Да, отчасти «удалёнка» – это мой выбор тоже. Можно было попроситься в редакцию или сидеть с ноутбуком в любой точке города. Однако этот выбор открывается в голове лишь спустя некоторое время. «Удалёнку» нужно познать через время: как сильные, так и слабые её стороны. Спустя почти 2 года я знаю, какой делать выбор и как приспособиться к подобным изменениям. Надеюсь, вам будет полезен мой опыт, когда перед вами встанет выбор: оставаться дома или нет и насколько.
Егор Гомзяков
*Фрагмент стихотворения «Судно» Бориса Рыжего.