СТОРИТЕЛЛИНГ В ШКОЛЕ

27 октября 2020 , 08:13

Сегодня истории рассказывают все: на уроках литературы школьники читают истории авторов, в обычной жизни мы знакомимся с миром посредством историй, сами пишем истории, если пробуем себя в журналистике, да даже «Я забыл домашнее задание» может стать увлекательной историей. Сторителлят сегодня все – и это факт!

 

До недавнего прошлого искусство рассказывания историй было прерогативой литераторов, путешественников и уличных торговцев. Последние, кстати, очень умело могли навязать бедному покупателю, к примеру, волшебный шампунь, после которого у заядлого лысого вырастет коса Рапунцель. Сегодня же миллионы историй рассказываются в социальных сетях, медиа и при обычном диалоге.

 

Истории уже создают новую реальность, а не просто дают нам какую-то конкретную информацию. И чем интереснее твоя история, тем больше у тебя будет слушателей, тем быстрее ты сможешь продвинуть свой проект или найти единомышленников.

 

Само понятие пришло к нам из известного Голливуда, поэтому изначально все истории заканчивались хэппи эндом (таковы были правила). Сейчас это совершенно не обязательно.

 

Сторителлинг в школе можно применять на различных уроках, это уже давно не удел лишь литературы. Дайте ученику задание по химии составить захватывающий рассказ о взаимодействии элементов, на физике – объяснить формулы или решения задач, на истории – комплексно проанализировать личность или определённое событие. Сторителлинг завораживает ребят, так как они могут детально проработать мир, в котором происходит эта история. И, конечно, для этого им нужно будет тщательно изучить предлагаемую тему.

 

Схема сторителлинга придерживается единого «скелета», но возможны и отклонения (всё зависит от поставленной задачи). Это очень похоже на структуру художественного произведения:

 

  • Завязка (произошло что-то, что выходит за привычные рамки).
  • Желания героя (это новое событие/обстоятельство порождает у героя определённые желания и потребности, причём будет интереснее, если желания героя не сойдутся с тем, что ему нужно будет сделать – тогда он преодолеет себя).
  • Конфликт (развитие событий должно вызывать у героя затруднения, возможно, что сначала герой с ними не справится, а затем у него начнёт постепенно всё получаться. Тут важно помнить о том, что препятствия не должны быть непосильными для героя, иначе это будет чем-то нереальным).
  • Кульминация (самое важное событие, решение конфликта и преодоление тех преград, с которыми герой сталкивается вначале).
  • Концовка (хэппи энд или нет – тут уж решение за вами).

 

Пример сторителлинга в школе: ученику в 9 классе нужно написать и защитить исследовательскую работу (завязка, раньше такое не требовалось) – школьник не хочет этим заниматься, но понимает, что без подготовки не добиться результата (желания героя не совпадают с тем, что ему нужно сделать) – определение с темой работы, сбор теоретического материала, анализ и сопоставление текстов по данной теме, проведение эксперимента, столкновение с трудностями во время написания работы (конфликт + преграды) – подготовка к защите исследовательской работы и устное выступление перед членами комиссии (кульминация, самое важное во всей истории, к этому и шёл ученик) – получение итоговой отметки, которая будет идти в аттестат (концовка, а вот хэппи энд это или нет – тут всё зависит от уровня подготовки работы).

 

Всё оказывается достаточно просто, стоит лишь разложить историю «по полочкам». А если ученик поработает над собственным проектом и объяснит какое-нибудь явление/событие через схему сторителлинга – у него получится не сухой доклад или вызубренный параграф учебника, а очень живая история, пропущенная как бы через себя. Тогда же и вопрос о дополнительных материалах при подготовке отпадёт сам собой – ученику будет нравиться изучать предметную область, заданную учителем, так как это поможет при составлении картины мира в сторителлинге.

 

Как бы хорошо ни была рассказана любая история, по-настоящему захватывающей её делает личный пережитый опыт автора. И пусть ученики становятся авторами таких научных историй, а учителя не боятся предлагать разобраться в материале при помощи сторителлинга!

 

Симпатова Валерия Евгеньевна

учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми


Автор:


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее