КАКИЕ ОНИ – СОВРЕМЕННЫЕ РОДИТЕЛИ?
Число 3 издавна является сакральным во многих культурах. Вспомним даже русские народные сказки, в которых троекратный повтор выступает традиционным признаком жанра. Педагогика также обратила своё внимание на это число, поэтому и существует три важных «компонента» в образовательной системе: «ученик-учитель-родитель».
И если ученика учитель видит чаще, лучше его узнаёт, может построить к нему индивидуальный подход, то с родителями всё гораздо сложнее. Собрания проводятся раз в четверть, но никто не гарантирует, что родитель будет присутствовать на каждом из них, поэтому фигура матери или отца остаётся порой загадочной и непознанной для учителя.
Какие же они – современные родители?
Во-первых, очень продвинутые. Родитель сегодня знает ФГОС и свои права (=права ребёнка) ничуть не меньше, чем учитель. Прекрасно разбирается в том, как именно школа должна функционировать.
Во-вторых, очень занятые. Не все, но большинство. Современный темп жизни заставляет нас работать и заниматься важными делами в бешеном ритме. Родители много работают вовсе не для того, чтобы не видеть своего ребёнка, наоборот, чтобы дать ему лучшее детство. Поэтому без лукавства мы, учителя, можем видеть детей чаще, чем родители, и мы можем рассказать что-то такое о ребёнке, о чём сам родитель ещё не знает.
В-третьих, любящие своих детей. Конечно, как бы ни менялся мир, самое важное всегда остаётся. Родители всё так же переживают о детях, как и раньше. Они стремятся дать своему чаду лучшее образование, лучшее окружение. И в этом наши взгляды с ними полностью сходятся. Мы всё так же оказываемся в одной команде, и лишь когда приходит это осознание единства, тогда и полностью начинает работать наша образовательная триада «ученик-учитель-родитель».
Как наладить взаимоотношения с родителями – вопрос сложный. Часто – сугубо индивидуальный. Однако самое важное в этом процессе, я думаю, показать, что родитель не просто фигура, которая появляется раз в четверть на родительском собрании, а полноценный участник образовательного процесса.
Для этого следует привлекать родителей в жизнь класса. Каким образом? Действенным является способ деления родительского коллектива на инициативные группы по четвертям. Таким образом, каждая группа проведёт для класса по одному мероприятию в четверть (допустим, День здоровья, Новый год, Февромарт и окончание учебного года). Родители самостоятельно внутри группы распределяют обязанности, делят роли, и главное – каждый действительно старается, так как все понимают, что всё это делается для их же детей.
Классный руководитель вместе с учениками, в свою очередь, тоже может провести ряд мероприятий, посвященный родителям. Мы привыкли, что родителей вызывают в школу лишь по каким-то неприятным поводам, а после собрания каждый ребёнок ждёт часовые нравоучения в стиле «Мне рассказали, что ты ничего не делаешь…». Но почему приглашение в школу не может быть приятным? Может и должно! Концерт на День матери, КВН с командами родителей и детей, кулинарный поединок или театрализованное представление. Родители увидят своих детей в другом свете, посмотрят, насколько они талантливы. Ученики же будут выступать перед самой благодарной публикой.
Для того чтобы действительно наладить контакт между учителем и родителем, не стоит забывать банальную, но важную вещь: и родитель, и учитель – это прежде всего человек. Человечность – ключ к пониманию.
Симпатова Валерия Евгеньевна
учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми