Хороша Маша, да уже не наша…
Необычные игры от пермской «Мамы Маши» оценили дети от Азии до Европы. Хотя каких-то семь лет назад дизайнер Мария Лактионова не могла и представить такого поворота судьбы. Яркий педагогический талант у неё родился одновременно с дочерью Викторией. Её игры продавал в Америке известный московский педагог, однажды они выбили из реальности серьёзного бизнесмена, а ещё за ними лично приезжала чемпионка мира.
Как ты решилась на создание детских игр?
- В 2015 году моей Вике исполнилось три года. В магазинах я никак не могла найти для неё комплексную игру, в которой было бы предусмотрено развитие моторики, памяти, внимания, воображения. Меня не устраивали качество и эстетика продукции.
Что тобой двигало: ты хотела маленького гения вырастить?
- Нет, я просто хотела видеть свою дочку счастливой и максимально развить заложенный в ней природный потенциал.
И тогда ты решила конкурировать с разработчиками детских игр? С чего началось твоё производство?
- Я фанат красивой фурнитуры – всяких там пуговичек, помпонов, декоративных прищепок. Из этой мелочовки я и придумывала игры. Ребёнок одобрил мои идеи.
Взрослые и дети, играя в твои игры, не просто выполняют задания, они обмениваются эмоциями?
- Да, это так. Я перечитала много книг по педагогике. Особенно меня заинтересовали учения Марии Монтессори. Однако она в своей методике делает упор именно на техническую отработку задач: ребёнку нужно просто что-то раскладывать, соединять, соотносить. Это помогает развивать мозг. Я же хотела добавить в её наработки игровой компонент. Потому что детям важны эмоции и контакт со взрослыми. Если просить малыша складывать в подходящее отверстие какую-то деталь, то это быстро станет ему не интересно. К примеру, моя игра «Витаминчиков хочу!» тоже сделана по принципу сортеров. Но я придумала персонажей - мальчика и девочку, которых нужно кормить необычными витаминами – бананами, яблоками, огурчиками, помидорчиками. Из Дании мне пишут, что это у них Себастьян и Хелен. Из Москвы – что это Саша и Маша. В игровой форме дети отрабатывают захват, тренируют мелкую моторику, развивают речь, усидчивость, изучают фрукты, овощи, цвета. Получается очень эффективное и многоплановое занятие. Ещё я продумываю свои игры так, чтобы они росли вмести с детьми. В каждом моём пособии присутствует дидактический печатный материал.
Все игры ты делаешь сама?
- Изделия из полимерной глины леплю я. Мастер по дереву на токарном станке вырезает по моим эскизам различных куколок, матрёшек, фигурки. Готовит по моим макетам заготовки и мастер по лазерной резке. Я сама всё это крашу. Полиграфию заказываю в типографии. Всего у меня было 40 видов игр. В линейке на данный момент оставила около 30 наименований.
Ты помнишь свою первую проданную игру? Где и как это случилось?
- Я абсолютно не умею продавать. По сей день для меня это самая тяжёлая стадия работы. Подружка предложила взять в аренду место на выставке «Умный ребёнок». Там выделили для мам-рукодельниц целый уголок. Нам за 500 рублей достался стол на двоих. Я боялась поднять глаза и назвать покупателям цену. Хотя продавала только за себестоимость. За свою идею, труды вообще ничего не надбавила. Бизнесмен я никакой! В первый день я принесла 13 видов игр, и всё сразу же разошлось. Мне запомнилась женщина, которая сказала, что хотела бы приобрести весь ассортимент, но у неё есть деньги только на две игры. Спустя несколько часов она вернулась со словами: «Уходила от вас с последними 350 рублями в кошельке, но я их нигде не потратила, хотя было много соблазнов. Можно мне ещё одну вашу игру?». Тогда меня это очень вдохновило.
Какими были твои следующие шаги?
- Потом были разные мамские handmade ярмарки, у меня появилась группа Вконтакте. Как-то в Перми проводили региональный этап национальной премии «Бизнес-успех». Организаторы пригласили пять местных мам, которые занимаются ручным бизнесом, в том числе, и меня позвали. Я принесла всё, что успела подготовить. Вся моя продукция разлетелось на мах за первый час. Для меня это было неожиданностью. Крутые бизнесмены покупали мои игры! Подошёл один дядя, такой весь из себя деловой. Очень долго стоял и кормил моих мальчика и девочку «витаминчиками». Сосредоточенно так складывал в ложечку фрукты. Но потом как-то резко встрепенулся, видимо, опомнился, где находится, засмущался и убежал.
Как и где ты ещё искала заинтересованных мам?
- Мне постоянно говорили, что нужно регистрироваться в Инстаграм. В 2016 году я завела в этой сети страничку. Первые три тысячи подписчиков я набрала сама, просто ставя лайки публикациям других мам. Рекламы у меня никакой не было. Тогда всё было проще и честнее. Потом заработало сарафанное радио. Мне очень помогали благодарные клиенты, которые на добровольных началах оставляли отзывы на игры с ссылкой на мой профиль. Не меньше 15 000 подписчиков ко мне пришло только по таким рекомендациям. Сейчас на меня подписано около 24 000 человек.
Какая у тебя география заказчиков?
- Вся Россия. Примерно 80% заказов – Москва и Подмосковье. Беларусь, Украина, Казахстан. Были заказы из Сингапура, Китая, Испании, Германии, Франции, Италии, Израиля, Саудовской Аравии, Дании, Катара, Нидерландов, Америки, Австралии, Новой Зеландии, Бельгии.
Это русскоязычные мамы?
- Как выяснилось, не все. В Инстаграм - да, наши мигранты. У меня ещё выложены игры на сайте для ремесленников etsy.com. С него ко мне приходят мамы-иностранки.
Что это за мамы, по твоим наблюдениям?
- Большинство - действительно замороченные на развитии своих детей женщины. Среди моих покупателей немало логопедов, дефектологов, педагогов. Сейчас добавилась новая категория мам: они понимают, что ребёнка надо развивать, но им некогда или неохота этим заниматься. Им важно выложить в Инсте красивую фоточку - для галочки, тем самым засвидетельствовать свою заботу о дочке или сыне.
Какой за всё время у тебя был самый крутой заказ?
- Как-то московский образовательный центр сразу купил 60 игр. Однажды известный столичный педагог, которая занимается с детьми звёзд, брала мои игры в Америку. Там на её мастер-классе их приобрела русская мама, она потом нашла меня в Интернете. Выяснилось, что её муж – пермяк. Они оказались чемпионами мира по бальным танцам. Девушка предупредила о приезде в Пермь и сказала, что хочет купить мои игры. Я подготовила для неё всю линейку, но по моим меркам, это было очень дорого. В итоге в Америку тогда улетело всё, что у меня было.
Бывали сложные моменты?
- Иногда случаются простои в заказах, уныние находит, и сил больше нет что-то делать. И тогда обязательно приходит какой-нибудь вдохновляющий отзыв: то мама ребёнка-инвалида пришлёт письмо с огромной благодарностью. Однажды такое прилетело сообщение: «Мой сын на одном месте дольше десяти минут усидеть не может. Что вы с ним сделали? Он второй вечер проводит по 40 минут за вашей игрой. Оторвать его невозможно!». Или педагог напишет, что начинает занятия по одним пособиям, а дети просят достать мои игры. В эти моменты я понимаю, что не зря всё затеяла.
Мечтаешь о бОльших масштабах производства и сбыта?
- С одной стороны, я бы хотела этого, но с другой, понимаю, что потеряется магия ручного труда. Мне пишут, что когда берут в руки мои игры, то чувствуют, с какой заботой и любовью они сделаны.
Но можно ведь оставить ручное производство, вовлечь тех же мамочек, которые сидят в декретных отпусках.
- Такой вариант мне подходит. Я бы с удовольствием сотрудничала с мамами. Осталось увеличить число клиентов. Нужно заниматься страницами в соцсетях, вести переговоры с торговыми точками. Если я буду больше уделять времени продвижению, то не смогу работать над созданием игр. Сразу нанять людей у меня нет финансовой возможности. К тому же я недавно переехала в Польшу. Ищу сейчас новых мастеров. Проблемы здесь те же – производителей интересуют большие партии заказов, которые я не могу потянуть. Посылки с играми пока отправляют из Перми мои родители, которых я тоже приобщила к своей деятельности.
У тебя два красных диплома по дизайну, опыт арт-директора в нескольких ведущих изданиях города, ты продолжаешь дистанционно оформлять логотипы, верстать журналы, газеты, книги. Если бы тебе сделали предложение серьёзно заняться детскими играми, ты смогла отказаться от дизайнерской деятельности?
- Думаю, что да. Но я до сих пор не рассматриваю свою занятость как некий бизнес. Изначально у меня не было в голове мысли заработать. Никаких бизнес-планов, расчётов я не делала. Я в этом вообще не разбиралась. Мне просто хотелось быть полезной мамам и детям.
Мария Дурбале