"ПЕДАГОГИКА - ЭТО СТИЛЬ ЖИЗНИ"
В сентябре 2022 года в МАОУ «Экономическая школа № 145» г. Перми произошли важные изменения. Марина Николаевна Пролазова, ранее занимавшая должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «СОШ № 2», стала новым директором 145-й школы. Мы встретились с Мариной Николаевной, чтобы узнать о профессиональном пути героини, а также о некоторых инициативах, которые были реализованы при новом руководителе.
Расскажите, почему вы решили стать директором школы?
– Я работаю в школе уже почти тридцать лет, одиннадцать из которых – в должности заместителя директора. Несколько лет состояла в кадровом резерве директоров школ. В какой-то момент я поняла, что некая определённая точка роста достигнута и нужно двигаться дальше.
Экономическая школа № 145 всегда была для меня особенной, с неповторимыми ценностями и традициями. Так совпало, что в 2008 году вместе с одним из преподавателей этой школы мы вошли в число призёров конкурса «Учитель года», что в свою очередь позволило мне сформировать для себя образ 145-й.
Как вас принял педагогический коллектив?
– Когда я шла в 145-ю, то понимала, что сама школа – маленькая, со своим укладом и своей экономикой. Пришлось адаптироваться в новых условиях. К счастью, в этом мне помогли мои новые коллеги, которые очень хорошо приняли меня. В целом я придерживаюсь принципа мягкого управления.
Наверняка в вашей жизни были наставники, которые помогли определиться с профессией и сформироваться как личность. Расскажите о них.
– До восьмого класса моим классным руководителем был Евгений Николаевич Шкляев, трудовик и фронтовик. Он учил нас неизменным истинам и сумел сплотить наш класс. А определиться с будущей профессией мне помогла Александра Ивановна Ваганова, учитель химии 122-й школы, в которой я училась. Она покорила меня своим предметом, хотя я всегда хотела быть биологом. Я даже в институт поступила практически не готовясь. Именно такие личности формируют тебя. Их имена ты помнишь, к ним обращаешься в памяти. Такая у нас была система образования.
А сегодня в школах есть яркие молодые учителя?
– Конечно, и я вижу это на примере своих молодых сотрудников. Когда мы готовились к конкурсу «Учитель года», для меня было важно понять, как наши педагоги работают в команде. И тогда наша совместная работа оживилась, а атмосфера стала меняться во многом благодаря необычному подходу молодых педагогов. У них совершенно другой взгляд на жизнь. Опыт, так или иначе, нарабатывается со временем, именно поэтому в нашей профессии внутреннее содержание и готовность работать – превыше всего. Отрадно, что многие молодые учителя с этим справляются. Я считаю, что педагогика – это стиль жизни, с этим нужно родиться.
Сегодня ключевой компетенцией современного учителя является умение вести диалог с родителями. Какова ваша стратегия?
– Когда в школу приходят родители, они всегда ждут помощи в разрешении возникшей проблемной ситуации. Не секрет, что порой общению мешает излишняя эмоциональность родителей. В этом случае для учителя является важным умение слышать, выслушивать и не перебивать. Родителям это необходимо: как только они понимают, что их слушают, они быстрее будут готовы к конструктивному диалогу. После отработки ситуации родители успокаиваются и смягчаются. Это я называю «искусством обратной связи».
Почему сегодня некоторые учителя и директора неохотно идут на общение с родителями?
– Причиной может быть как загруженность, так и личные обстоятельства. Стоит также упомянуть о факторе «внутренней культуры» в образовании. Отношение к учительству как к образовательной услуге возымело обратный эффект. На сегодняшний день учителя стали больше походить на менеджеров. Однако отзывчивых и понимающих педагогов всё-таки больше.
Находясь на посту директора, являетесь ли вы действующим педагогом?
– Я преподаю биологию в 10-11 классах и считаю, что прочувствовать детский коллектив в полной мере можно только в процессе преподавания.
Расскажите о главных достижениях школы на данный момент.
– За три месяца получилось сделать многое: сохранить коллектив, установить оптимальный ритм совместной работы и выработать новые принципы деятельности команды. А ещё в нашей школе появился «Центр детских инициатив» и школьный спортивный клуб. На сегодняшний день наша школа подобна надёжной лодке, уверенно разгоняющейся и смело двигающейся вперёд.
Анджела Гафурова