«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2022»: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
2 марта состоялась торжественная церемония закрытия муниципального этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года – 2022». Глава города Алексей Николаевич Дёмкин огласил имена двух абсолютных победителей: учителя и воспитателя. В номинации «Учитель» диплом абсолютного победителя получила я, Валерия Евгеньевна Симпатова, и этот материал о том, как это всё стало возможным.
Для этого вернёмся в прошлое. Январь 2021 года – время приёма заявок на заочный этап конкурса. Задание вроде бы простое – отправить 20-минутный видеофрагмент урока. А столько вопросов: как, что, где? Я показала урок по созданию цифровой страницы Михаила Васильевича Ломоносова в рамках урока литературы. И, если честно, совсем не знала, какие у меня шансы. Думаю, это и стало самым главным – искренность и открытость. У меня не было никаких заготовок, я была собой.
И вот настал очный этап. В него прошли всего десять человек, которые смогли проявить себя в двух испытаниях: урок и методический семинар. Конечно, методисты и педагоги центра развития системы образования на установочном семинаре подробно рассказали, что и как нужно делать, но одно дело – слушать, а совершенно другое – применять на практике.
Конкурсный урок ты сначала подробно прорабатываешь, потом апробируешь на разных классах, а я даже пробовала его проводить на своих коллегах; затем каждый раз что-то меняешь, добавляешь, убираешь. Это невероятная работа. А в итоге получается 40 минут общения, действия, переживания и желания показать что-то необычное. Ученики – это то, что даёт тебе силы на уроке. Все переживания уходят, когда перед тобой они – горящие глаза и отзывчивые сердца. И вот тогда ты забываешь обо всём и думаешь только о том, как же тебе действительно интересны твоя профессия и твой урок!
Урок проведён, и перед тобой уже другие глаза – более умудрённые, более скептичные – глаза жюри, которое слушает твой анализ урока, задаёт вопросы, что-то рекомендует. И здесь ты тоже оказываешься максимально искренним, потому что, если всё это не твоё, если урок писал не ты – всё сразу видно и понятно.
Урок и самоанализ окончены, ты выходишь за дверь, выдыхаешь и идёшь к своей команде. Моя команда – это настоящие мастера своего дела. Это педагоги, которые так же, как и я, горят этим конкурсом. И для всех нас (почти) такой опыт первый, мы ищем, пробуем и, как оказалось, побеждаем.
Методический семинар – отдельный конкурс, который даёт тебе всего 20 минут, чтобы показать собственные наработки и уже известные методики, технологии преподавания, которые ты используешь в своей деятельности. Примеры, наглядность – вот что важно. Показать свой опыт, собрать его воедино – это и вне конкурса очень полезно.
После двух конкурсных испытаний выбирается «семёрка» тех, кто идёт дальше и проводит методический мастер-класс. И снова вопросы. И снова поиск, примеры, наглядность, обобщение опыта. Снова глаза жюри напротив твоих глаз.
Методический семинар пройден – выбрана тройка финалистов, которым предстоит уже поработать не одним, а в команде на дискуссионном ток-шоу «Профессиональный разговор»: выразить свою позицию, показать, что ты разбираешься в современных тенденциях образования и что ты командный игрок. Это не для всех просто, но мне повезло, так как в нашей номинации все поняли задачу и действительно сплотились. Такая работа привела к тому, что наша команда выиграла в дискуссии. Конечно, выигрыш или проигрыш не влиял на общие результаты, но было приятно!
И вот наступает 2 марта, день подведения итогов. И вот я поднимаюсь на сцену одна, но за мной моя опора и поддержка – моя команда гимназии № 5. Когда ты стоишь на сцене и понимаешь, что победа оказалась за тобой, то ты знаешь, что это не только твоя победа. Это победа всех, кто тебе помогал, кто был рядом, подсказывал и спорил, иногда терпел тебя и выслушивал. Это победа в целом гимназии № 5 – всех коллег, администрации и директора – Елены Андреевны Москалёвой. Победа той творческой и интеллектуальной среды, которая создаётся общими усилиями.
Я не знаю, можно ли выиграть одному, так как время конкурса – это недели, которые ощущаются месяцами по своей насыщенности. У меня нет универсального ответа, прочитав который, любой мог бы стать «Учителем года». У меня есть два важных «осознания»: быть собой и быть с командой. И только так для меня стало возможным всё это сделать.
Валерия Симпатова