ИСТОРИЧЕСКИЕ БОГАТСТВА ЧЕРДЫНИ

16 декабря 2024 , 22:06

«В Чердынь ехать нужно обязательно!», – часто говорят нам местные жители, экскурсоводы, небезразличные к своей малой родине люди. Действительно, самый старинный город в Пермском крае в процессе развития внутреннего туризма приобрёл большую популярность и у гостей из других регионов страны. Здесь зарождались древние племена, процветало язычество; Чердынь прозвали матерью уральских городов, в том числе, и за её продолжительную историю. Никакие пожары и временные испытания не смогли отнять у города первозданный старинный шарм, о котором, пожалуй, стоит услышать каждому, а лучше всего – посмотреть на него своими глазами.

 

Вопрос «Какая она – Чердынь?» мы решили задать заместителю директора Государственного краевого бюджетного учреждения культуры «Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина» Елене Павловне Куртенок и хранителю музейных предметов Валентине Геннадьевне Мараковой.

 

Об истории

«На семи холмах лежал древний Рим. На семи холмах селилась старая Москва. По такой же причуде истории Чердынь — старейший город Урала — расположена на семи холмах правого берега Колвы»

(Г.Н. Чагин, краткий исторический очерк «Чердынь»).

 

История Чердыни начинается с двух городищ, основанных коми-пермяками в VIII-XII вв. на высоких холмах по правому берегу Колвы. Место было выбрано не случайно: город был обращён лицом к реке – главной дороге того времени. Здесь же и сложились две ландшафтно-градостроительные зоны: нижняя прибрежная (сравнительно небольшая) и основная верхняя.

 

Название образовано из двух коми-пермяцких слов: «чер» (изменённое слово «шор») – небольшой ручей, и «дынь» – устье. Первое упоминание Чердыни в русских летописях датируется 1451 годом, когда в неё был прислан наместник из Москвы – Михаил Ермолич из рода великих вереинских князей. В то время город считался центром огромной территории – Перми Великой. Сюда везли товары из Персии и Византии, обменивая их на бесценную пушнину и соль. То, что Чердынь в древности – это известная торговая территория, подтверждают и здешние находки иранских серебряных блюд и арабских монет.

 

Освоение территории Перми Великой начинается в VII–IX вв. предками коми-пермяков, у которых была своя вера – языческая. В 1462 году в столице Перми Великой – городе Чердынь – было положено начало христианизации населения. Крещение удалось совершить епископу Ионе, который возглавлял тогда кафедру Пермской Епархии. В 1463 году он основал первый на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь.

 

В 1535 году на центральном Троицком холме был построен укреплённый городок – деревянный кремль, сыгравший для города большое значение при защите от врагов. В то время Чердынь являлась военно-административным центром: здесь пролегал первый торговый путь за Камень, в Сибирь («государева дорога»), отсюда отправлялись воеводы для основания городов и крепостей в Сибири, поставлялись хлебные припасы.

 

 

Древняя Чердынь сгорела в пожаре 1792 года. Чердынь являлась городом преимущественно деревянной постройки, каменными были церкви. Но и они частично пострадали в пожаре. На берегу реки располагался нижний посад, где находилась пристань, амбары купечества и торгующих граждан, дома ремесленников, скотобойня, кожевенный завод Юхневых. В верхнем посаде были обустроены две площади – Соборная и Торговая. После пожара 1792 г. Чердынь восстанавливалась по плану 1806 г., разработанному архитектором «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» Иваном Лемом. Такая планировка города сохраняется до сих пор.

 

К концу ХIХ в. облик города значительно изменился: определяющую роль в её застройке играли хозяйственные функции города. На берегу Колвы размещались причалы для судов, контора пароходства, рубленые амбары для хранения товаров, хлеба и соли. В 1899 г. была построена водозаборная насосная станция, в 1914 г.  открыта городская электростанция. Улицы города были застроены двухэтажными каменными и деревянными домами купцов, чиновников и обывателей. К этому времени были возведены каменные здания для учебных заведений города, детского приюта и богадельни. Чердынь и сегодня бережно хранит свою историю. Главная особенность города – взаимосвязь древней части города с рельефом и уникальность планировки, когда храмы оказываются в створе улиц.

 

В середине XIX в. центром Чердыни становится Торговая площадь, привязанная к Воскресенскому собору, Преображенской и Успенской церквям. На ней проходили самые значимые для купеческого города события: ежегодно устраивались зимняя Никольская и летняя Прокопьевская ярмарки, стекался народ со всего уезда и других городов Прикамья. В1946 г. площадь была переименована в Комсомольский сквер, её территория была засажена деревьями и кустарниками.

 

Известно, что в начале XX в. население Чердыни составляло 4304 человека. В самом городе было семь учебных заведений, в уезде их насчитывалось 165. Работали уездная больница, аптека, два музея, научное общество любителей истории, археологии и этнографии, земская публичная библиотека и другие учреждения.

 

Город Чердынь сегодня

В настоящее время Чердынь – это административный центр Чердынского городского округа с населением почти 5 тыс. человек. В нём работают учреждения культуры, образования, здравоохранения. В городе функционирует хлебозавод, который славится своей выпечкой, в том числе – кондитерской. В Чердыни есть школа на 700-800 учащихся, Центр дополнительного образования, детская школа искусств, дом спорта, детский сад.

 

 

Как и во всём округе, в Чердыни развивается туризм: не так давно открыт Туристско-информационный центр (ТИЦ) Чердынского ГО, есть гостиницы и кафе для иногородних гостей, прославленный музей и старинные здания. Привлекает туристов и природа: организуются живописные сплавы по рекам Берёзовая и Колва, в августе и сентябре едут за грибами и ягодами, в декабре и марте – на горы Полюд, Ветлан.

 

Чердынь преображается: обустроена привокзальная площадь, Комсомольский сквер и прилегающая территория. Как и прежде, город украшают церкви, старые купеческие усадьбы, учебные заведения и административные здания. Восстановлены две часовни – Покровская и Спасская, которые были разрушены ещё в 1930-е гг.

 

Среди популярных достопримечательностей Чердыни также можно назвать Вятский холм, с которого открывается вид на храмы; Троицкий холм – памятник археологии федерального значения; сам Чердынский музей; Иоанно-Богословский монастырь. В Чердынском крае более 150 памятников археологии, здешние находки хранятся в Пермском и Березниковском музеях, в Эрмитаже и в Москве.

 

Местом сосредоточения истории Перми Великой является Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина, которому в этом году исполнилось 125 лет. Его выставки и экспозиции располагаются в пяти исторических зданиях – памятниках архитектуры: краеведческий музей, музей истории веры, выставочный зал, новое музейное пространство, центр памяти М.Н. Романова (п. Ныроб). Гости могут познакомиться с выставками «Все пути начинаются здесь», «Ученье – свет», «Легенды Перми Великой», «Пермские боги едут домой» (деревянная скульптура), «На пороге новых открытий. «Древняя металлопластика Чердынской земли» и многими другими.

 

Говоря о туризме, надо отметить, что Чердынь и музей посещают гости из разных уголков нашей страны – Карелии, Дальнего Востока, Татарстана, Удмуртии, а также жители Свердловска, Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Конечно, музей популярен и у жителей Пермского края. Например, в 2024 году ознакомиться с экспозициями и экскурсиями музея приехали более 30 тыс. человек!

 

И всё же Чердынь полна таинственности: тайны прошедших времён витают в окружающей природе, на холмах, в улочках старых домов и храмов. Чердынь называют местом силы нашего края. «История Чердыни – это не застывшее изваяние прошлого, она формирует «дух места», собирая культурные объекты и образы в единую городскую среду», – отмечает Елена Павловна.

 

Говорят, что тот, кто однажды побывал в Чердыни и познакомился с ней, возвращается сюда вновь и вновь. Её история, жизнь, внутренняя глубокая красота раскрываются не сразу и не всем, но при должном желании становятся интересными как исследователям и краеведам, так и простым гостям округа. 

 

 

Ход экскурсии

В нашем предыдущем материале про Ныроб мы рассказывали о первом дне поездки педагогов из МАОУ «СОШ № 44» г. Пермь в Чердынский городской округ. Переночевав в Чердыни, учителя отправились в главную сокровищницу древнего города и исторического наследия – в Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина. Там гостей радушно приветствовали экскурсоводы и хранители, чтобы продолжить свой рассказ уже в музейных залах.

 

Валентина Геннадьевна провела гостей по выставочному залу музея, который находится в здании бывшей женской гимназии. Здесь в одном из залов представлены деревянные скульптуры – изображения православных святых, Иисуса Христа, Богородицы. Гости узнали про их историю и значение, а также о том, как они попали в Чердынский музей. Всего музейная коллекция насчитывает 55 скульптур, на самой выставке можно увидеть 27 из них.

 

Подобные скульптуры раньше хранились в храмах, как и иконы, однако в советский период религиозные реликвии начали уничтожать. В 1920-е гг. историк и краевед Николай Серебряников организовал шесть экспедиций по сбору скульптур. Три из них были организованы в Чердынский уезд (тогда было вывезено 195 скульптур, которые сегодня хранятся в Пермской государственной художественной галерее). Коллекцию Чердынского музея собирали уже в 1930-е годы. Валентина Геннадьевна отмечает, что сегодня деревянная скульптура также привлекает внимание многих туристов со всей страны

В новом музейном пространстве, где представлена юбилейная выставка «Все пути начинаются здесь», учителям рассказали о деятельности музея на протяжении 125 лет. На выставке представлены предметы, собранные за эти годы – чучела животных и птиц, пряничные и набойные доски, охотничье снаряжение, прялки и другие интересные предметы. На этом знакомстве с экспозициями музея завершилась большая двухдневная поездка педагогов в многообразный, таинственный и древний Чердынский край.

 

«О Чердыни можно сказать, что она вся в прошлом. Является даже сомнение – не преувеличено ли это прошлое, и даже существовала ли Великая Пермь летописей и грамот. Да, «она существовала и неопровержимых доказательств этого существования служит целый цикл так называемых пермских древностей, найденных и находимых до сих пор в области исчезнувшего царства».

Д.Н. Мамин-Сибиряк, о Чердыни в 1888 г.

 

 

Татьяна Сукрушева